09.10.2015 | 10:39

В Петербурге представили оперу "Горе-богатырь Косометович"

Финальным аккордом петербургского фестиваля старинной музыки Earlymusic стала опера «Горе-богатырь Косометович». Либретто к ней написала Императрица Екатерина II. После премьеры, которая состоялась в Эрмитажном театре в феврале 1789 года, «Горе-богатырь» стал настоящим придворным «хитом». Великие князья Александр и Константин знали эту оперу наизусть. А вскоре был создан клавир, по которому ее могли исполнить в любом российском поместье. Восстановить барочный спектакль решили музыканты ансамбля «Солисты Екатерины Великой».

Всего Екатерина Великая написала либретто для пяти комических опер. По воспоминаниям современников, Императрица обладала особым литературным даром, у нее был свой, необычный стиль. «Горе-богатырь» – это история о сыне царицы Арзамасской Локметы, глупом подростке, который собирается в тридесятое царство на ратные подвиги. Придворные пытаются одурачить наследника, чтобы тот никуда не поехал.

«Это не сама пьеса как таковая, это игра в пьесу, игра очень образованных интеллигентных аристократов, которые облачаются в своих героев. К примеру, я облачаюсь в Горе-богатыря Косометовича, и изображаю пороки общества того времени», - говорит исполнитель роли Горе-богатыря Илья Мазуров.

В своей опере Екатерина Вторая осмеивала не только придворных, но и саму себя. В ее либретто постановщики разглядели некое послание императрицы - будущим поколениям.

«Она пытается нам сказать, как можно жить легко, с юмором, со способностью смеяться над собой, быть очень талантливым в фантазиях и в игре», - отмечает художественный руководитель ансамбля «Солисты Екатерины Великой» и фестиваля Earlymusic Андрей Решетин.

Музыку для этой оперы написал придворный композитор Екатерины Великой – Висенте Мартин-и-Солер из Испании. Его называли «валенсианским Моцартом». В последнее время его произведения снова стали популярны в Европе, как впрочем, и сам барочный театр. Для России все это пока еще в диковинку. Очень важно, что в спектакле «Горе-богатырь» можно увидеть не только старинные костюмы, но и услышать музыку, исполненную на инструментах того времени – клавесине и скрипках XVIII века.

Новости культуры