02.03.2011 | 23:31

Александр Авдеев: причина музейных бед – нехватка денег

«Состояние музейных фондов и государственная поддержка музейной деятельности» – так звучит тема доклада, с которым министр культуры Александр Авдеев выступил в Совете Федерации. Музейная отрасль по-прежнему остается одной из самых проблемных в сфере культуры. А одна из самых острых проблем в этой отрасли – нехватка фондохранилищ. Коллекции музеев постоянно пополняются, а помещения для хранения уже не могут обеспечить надлежащие условия. Впрочем, самая острая проблема, к сожалению, не является единственной: сотрудников не хватает, в том числе реставраторов. Министр против того, чтобы заниматься «латанием дыр». Рассказывают «Новости культуры».

35 процентов российских музеев нуждаются в капитальном ремонте. Больше шести процентов – а это почти три тысячи – признаны аварийными и формально не могут принимать посетителей. Эти данные из доклада Александра Авдеева не прозвучали как гром среди ясного неба. Тучи над крышами российскими музеев сгущаются уже давно. Причина многих бед – нехватка денег.

«Цивилизованный показатель доли культуры в бюджете должен составлять 2%. Если ниже, то страна уже не развитая, а развивающаяся. В нашем бюджете доля на культуру – 0,75%. Мы относимся к категории развивающихся стран, имея великие музеи и великие музейные фонды», – подчеркнул глава ведомства.

Средняя зарплата российского музейного сотрудника составляет шесть-восемь тысяч рублей в месяц, а средний возраст постоянно увеличивается. Но опыт зачастую помогает выжить самим сотрудникам и спасать экспонаты в сложившихся условиях.

«Лето показало всю трагедию положения, потому что музейные работники расставляли блюдечки на батареях или на подоконниках для того, чтобы сохранить влажность. Пройдет несколько таких жарких лет, и я должен вам прямо сказать, уважаемые члены Совета Федерации, что картины начнут лопаться, трескаться», – заверил Авдеев.

Первая масштабная проверка музейных фондов страны завершилась в прошлом году. Ее результаты не обнадежили: эксперты не досчитались почти 25 тысяч экспонатов. Большинство из них были утеряны еще в 1920-е годы прошлого века. Власть советов музейные ценности продавала, а вот списывать забывала. Немало экспонатов пропали и в 1990-е. После хищения экспонатов из Эрмитажа в 2006 году ситуация по всей России начала меняться к лучшему. Сигнализации, камеры наблюдения, экспонаты теперь подвергают специальной маркировке. Российская методика оказалась проще и эффективней западной. Применили наработки военных ведомств.

«Микрофотография на атомном уровне маленького кусочка картины. Когда она возвращается с выставок, сотрудники просто сличают эти фотографии и подделка точно выявляется, если она имеет место», – пояснил министр.

Выявлять подделки поможет и другой масштабный проект по оцифровке музейных экспонатов. К 2020 году он должен полностью завершиться. Он был начат в том числе и для того, чтобы как можно большему количеству людей обеспечить доступ к культурным ценностям. Ведь сейчас в России 30% населения этого доступа лишены.

Читайте также:
В регионах будут созданы фонды для хранения музейных экспонатов

Несколько десятков миллионов экспонатов музейного фонда будут оцифрованы