03.03.2011 | 12:23

Первая работа Начо Дуато в новом амплуа

В начале этого года один из ведущих хореографов современности, испанец Начо Дуато вступил в должность художественного руководителя балета Михайловского театра. Это событие стало одним из ключевых в современной театральной жизни, ведь впервые за последние сто лет иностранец возглавил российскую балетную труппу. Сейчас знаменитый хореограф готовится к своему дебюту с петербургскими танцовщиками: остались считанные дни до премьеры. Дуато готовит вечер одноактных балетов, один из которых создан специально для труппы Михайловского театра. Рассказывают «Новости культуры».

О его прошлой жизни напоминает электронная почта. О настоящей – расписание в коридоре – репетиции с утра до ночи. Дуато не очень любит свой огромный директорский кабинет – для него привычнее репетиционный зал. Здесь он как рыба в воде.

«В моем сердце я вначале танцор, хореограф и только после этого директор. Но жизнь так распределилась, что я вначале директор, потом хореограф и уже потом танцор, - говорит Начо Дуато. – Человек не может быть танцором восемь часов в день, ты танцор с рождения до смерти. Если у тебя нет дисциплины, и ты не готов вкладываться на сто процентов занимайся другим».

С появлением Дуато труппу залихорадило. Таких звезд на михайловском небосклоне еще не было. Ученик Бежара, ведущий танцовщик Килиана, хореограф, на счету которого больше ста постановок. Премьер Мариинки Леонид Сарафанов, не долго думая, поменял Дом Петипа на Михайловский…и не жалеет, Дуато обещает поставить на него балет.

«Это было решающим фактором перехода в Михайловский театр, что приходит хореограф мировой величины. У меня в жизни первый раз будет такое тесное взаимодействие с хореографом», - говорит танцовщик.

Сам Дуато бьет рекорды – с нуля ставит три балета за два месяца. На кастинге из 130 танцовщиков отобрал шестьдесят. Теперь все заново учатся танцевать. Для начала Дуато взял свои старые постановки - «Без слов» и «Дуэнда» - в основе их классика, но даже это не спасает артистов от стресса.

«Чтобы танцевать эту хореографию надо владеть телом на 100, 200, 300… 1000 процентов и каждая мышца должна работать», - говорит премьер Михайловского театра Марат Шемиунов.

Марат хоть и ведет весь классический репертуар, на репетиции у Дуато чувствует себя новичком. И не он один. Здесь все движения новые, и надо угнаться за музыкой – у
Дуато на каждую ноту несколько па.
«Это абсолютная музыкальность, - говорит балерина Ольга Семенова. – Начо требует слушать музыку, ушами, телом. Передавать не как в классике, встал в арабеск и стоишь. Здесь одно перетекает в другое. Тело неотделимо, ты купаешься в этом танце».

Теперь артисты, как мантру повторяют главную заповедь Дуато.
«Музыкальность, музыкальность, музыкальность. Для него это главное, - говорит солистка балетной труппы Михайловского театра Татьяна Мильцева. - Шаг вправо, шаг влево – расстрел нам месте».

Дуато не собирается только клонировать свои старые балеты. Он готовит премьеру – с непереводимым названием «Нунк Димиттис». Молитва Симеона на музыку Арве Пярта тоже в вечере одноактных балетов.
«Творческая сложность заключается в том, что я должен ставить новые балеты и учить танцоров своему языку, моей хореографии, - говорит Начо Дуато. – Я хочу создать что-то новое. Это лучший способ раскрыть танцовщиков. Понять, как можно с ними взаимодействовать… на что они способны. Когда труппа будет готова, я позову таких хореографов, как Килиан».

Балетную революцию в Михайловском Дуато устраивать не собирается. На классический репертуар не покушается. В конце года будет ставить «Спящую красавицу», обещает хранить верность традициям Петипа, не кромсать партитуру Чайковского. А пока учит танцовщиков новому танцевальному языку, готовит труппу к серьезным испытанием - работе с хореографами первой мировой десятки. А сам Дуато учит русский, чтобы читать в оригинале классику.