01.10.2015 | 11:53

Александр Пономарёв сделал Музей имени Пушкина частью своей инсталляции

Тема основного проекта 6-й Московской биеннале современного искусства, которая проходит в эти дни в столице, - «Как жить вместе. Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Одним из самых точных и смелых ответов на вопрос стала выставка Александра Пономарёва. Специальный гость биеннале частью своей гигантской инсталляции сделал Музей изобразительных искусств имени Пушкина, который, как известно, находится не просто в сердце Евразии, а в центре Москвы. Организаторы проекта надеются, что зрители благосклонно отнесутся к вторжению искусства актуального в классическое музейное пространство. Понимания требует и название выставки - «Ветрувианский человек».

Семь красно-синих конусов Александра Пономарева изменили пространство Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Академичность уступила место эксперименту, начавшегося в водах Атлантического океана. Ветроукозатель, прозванный моряками Колдуном, Александр сделал для перформанса. Художник находился внутри Колдуна между мачтами в позе «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи.

«Мое тело говорило разные вещи. Мое тело говорило, как это здорово. Оно пыталось удержаться в этом кольце. Мое тело пело песни, сочиняло стихи, наслаждалось пространством», - говорит художник Александр Пономарев.

О своих ощущениях художник рассказывает в инсталляции. Можно не только представить, но и увидеть Александра в ярко-желтом комбинезоне на высоте двадцати метров над уровнем океана.

«Я свое человеческое тело, тело художника превратил в чувствующую поверхность, которая чувствуюет направление ветров. А, как вы знаете, ветра распространяются по тем же законам, по которым устроено человеческое тело», - продолжает рассказ Александр Пономарев.

Поменяв «и» на «е», художник добавил своему «Ветрувианскому человеку» новый смысл, провозгласив манифест не только гармонии, но и слияния человека с природой. 

Конусы, трепещущие от ветра на фасаде, создавшие розу ветров, сломали привычное восприятие академического музея.

«Двор этого музея, прекрасный дворик, дотоле неприкасаемый с точки зрения актуального, современного и такого суперпространственного искусства, которым является Александр Понамарев, преобразился, зажил и стал настоящим мобелем», - делится впечатлениями одна из посетительниц музея. 

«Совершенно неожиданно, что в старейший музей неожиданно врывается современное искусство», - говорит другая.

Главное откровение - в залах музея. Свое послание Александр Пономарев передает с четырьмя великими мастерами разных эпох: работы Дюрера, Пиранези, Хокусая, Матисса держат в кольце видеоинсталляцию ветрувианского человека Пономарева.

«Это не столкновение, не антагонизм между классическим музеем и современным искусством, а как раз наглядный пример того, что как жить вместе, насколько современное искусство органично продолжает те традиции и те линии, которые были начаты мастерами прошлого», - говорит куратор выставки Александра Данилова.

Кажется, что художники ведут диалог сквозь века, вне времени и пространства.

«Сущность художника и сущность человека абсолютно неизменны. Все те вопросы, которые мучали человека на протяжении веков, остались все теми же», - говорит генеральный директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Океан - не единственное место, выбранное Александром Пономаревым для инсталляций. Он делал проекты в пустынях, во льдах. Говорит, что скучно жить без художественной авантюры. Друзья называют его корсаром от искусства за жажду приключений и странствий. 

Новости культуры

Все материалы темы>>