29.09.2015 | 20:09

Художник Лоран Перно создал совместный проект с Анной Абалихиной

Первым событием юбилейного фестиваля «Территория» стала выставка французского художника Лорана Перно. Он достаточно молод, но весьма успешен: не раз завоевывал высшие награды на ведущих международных конкурсах. Его конек – видео-арт. В центре внимания художника на московской выставке – фундаментальные понятия: время, бренность бытия, механизмы памяти и забвения. Скоротечность жизни Лоран Перно исследует разными способами: это и проекция, и анимация, игры со светом, фотографии и тексты. Перформанс хореографа Анны Абалихиной в эту концепцию художника вписался вполне органично.

Молодой и невысокий, он легко теряется в толпе. В дискуссии не вступает. Лоран Перно вообще избегает разговоров о своем творчестве. Уверен – произведение удалось, если оно понятно без аннотаций. Куда азартнее художник рассуждает о философии. Например, о бесконечности.

«Меня всегда интересовала тема времени и памяти, – признается он. – Это загадочные силы! Мы забываем очень многое, почти все! Но наша жизнь состоит из наплывающих моментов прошлого. Любое событие связанно с одновременным возвратом в прошлое, иначе мы бы ничего не узнавали из того, что нас окружает. Я постарался поймать время».

Поймал время и заморозил. Здесь велосипед, цветы на столе, коньки, пиджак – с советскими орденами – все оковано льдом. Эти инсталляции Лоран Перно создал специально для московской публики. В российской столице художник уже больше полугода. Все это время он, как алхимик, искал формулу снега. Заметно оживает Лоран рядом с еще одним объектом – распахнутым окном.

«Это окно из моего детства. Я вырос в маленькой деревне, очень далеко от Парижа. Каждый день перед сном я мечтал о путешествиях. Представлял, как вылетаю в это самое окно и отправляюсь в самые разные страны», – рассказывает художник.

Лоран играет со временем. С громким заявлением «Я могу удержать море!», он заключает память о безмятежном отпуске в стеклянный шар. А если приложить ухо к ракушке, можно услышать дыхание самого художника. Инсталляция «Горы» – о том, как взрослеет Земля. Видеозапись в 455 секунд отсылает зрителя к реальному возрасту планеты – четыре с половиной миллиарда лет. В свою игру Лоран вовлекает и танцоров. Перфоманс «Фрагмент бесконечности» – его совместный проект с хореографом Анной Абалихиной.

«Для зрителей, может быть, он не будет нести образ энтертеймента – не будет каких-то нарративных образов. Но внутри очень много философий, чистых мыслей, переживаний. В этом смысле проект очень ценен», – комментирует она.

Еще один совместный проект двух стран – огромное фотополотно: около двух тысяч фотографий, которые художник нашел на российских блошиных рынках. Снимки старые и выцветшие. На некоторых и вовсе белое пятно. Так художник хотел показать, как стирается наша память. Homo selfies, или человек, чье жизненное пространство заключено только в мире социальных сетей, – еще одна тема исследований Лорана. В своём следующем проекте художник обещает запечатлеть воспоминания о России.

Новости культуры