04.10.2015 | 17:08

Календарь. 4 октября 2015 года

«У моего отца было странное представление о комедии, – вспоминал он, – брать меня за шкирку и кидать через всю сцену. И что самое смешное – мне это нравилось». Согласно легенде, именно благодаря этим кульбитам великий Гарри Гудини дал прозвище актеру-младенцу «Бастер», что означает «сногсшибательный».
Бастер Китон родился в этот день, 120 лет назад.
Во Франции его называли «Малек», анаграммой от слова «calme» – «спокойный». Появившись на экране в 1917-м, три года спустя он уже подписал контракт, в котором обязался никогда не улыбаться публично. Поводов для смеха у него, правда, было немного.
Его обманывали компаньоны и терзали кредиторы, его ранние фильмы бесследно исчезли. С приходом звукового кино Китона забыли. Целых двадцать лет он вяло боролся с алкоголизмом, снимался в эпизодах, а из декорации своего самого знаменитого фильма «Генерал» соорудил у себя в комнате гигантскую машину для колки орехов…
Он умер на пороге возвращения – через полгода после того, как публика Венецианского фестиваля устроила ему самую долгую овацию в истории кино, Жорж Садуль провозгласил великим американским поэтом, а Самюэль Беккет специально для него сочинил сценарий с лаконичным названием «Фильм».
Китон жил в мире вещей и стихий. Его персонаж не имел прошлого и будущего, он существовал только в настоящем, и только в кино – искусстве настоящего.
В его фильмах было мало женщин, а дежурные сюжеты с женитьбой, погоней, или спасением не имели ни начала, ни выраженной цели. Они целиком растворялись в рафинированной пантомиме человека и окружающих его предметов.
Только Китон до конца воплотил главное свойство кино оживлять неодушевлённую реальность, отыскивая в ней то, что Антонен Арто назвал «отношениями материи с породившим её духом».
Бастер Китон 1895 – 1966

Один из самых образованных людей своего времени, композитор, философ, эссеист, фанатичный киноман, он приобрел известность, аккомпанируя немым фильмам в синематеке Брюсселя.
4 октября 2002 года ушел из жизни Андре Дельво. Режиссер-интеллектуал, страстный поклонник немецкого экспрессионизма, сторонник «чистого искусства». Три центральных темы его творчества – Красота, Греза, Смерть.
Странным, непреодолимым волшебством дышит, созданный им, зримый и молчаливый мир, где движутся, подобно призракам, существа, которыми правит таинственная предопределенность.
Начало каждой картины, будучи вполне традиционным очень скоро прерывается сюжетными ходами, не поддающимися линейному и одномерному прочтению.
Он дает зрителю возможность самому дополнить рассказ с помощью различных аллюзий и символических решений. Магия Андре Дельво – неотъемлемое свойство самой реальности.
Андре Дельво 1926 – 2002

«Однажды я показывал Михаилу Ильичу Ромму свою картину «Застава Ильича». После долгой паузы он сказал одну фразу, которую я помню по сей день: «Марлен, вы оправдали свою жизнь».
4 октября отмечает свой 90-й день рождения выдающийся русский режиссер Марлен Мартынович Хуциев.
«Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Был месяц май», «Послесловие» – бесценный фонд отечественного кинематографа.
«Хуциев в равной степени режиссер, поэт и человек», – сказала про него Белла Ахмадулина. Сам он говорит: «Мой способ существования в кино – через окно достоверности выйти на простор образа».
Марлен Хуциев. Юбилей