26.09.2015 | 17:50

Фильм Никиты Михалкова "Солнечный удар" выдвинут на премию "Оскар"

Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» выдвинут на соискание премии «Оскар» от России. Мысль снять кино по Бунину режиссер вынашивал почти сорок лет, и идея соединить два произведения – «Солнечный удар» и «Окаянные дни» – пришла не сразу. Фильм вызвал большую дискуссию в обществе. Да и решение о выдвижении картины на премию «Оскар» критики не считают бесспорным, но таков выбор Российского оскаровского комитета. К тому же у Никиты Михалкова уже есть одна статуэтка рыцаря, который стоит на катушке киноленты.

На 15-й премии «Оскар» приз получила советская документальная картина «Разгром немецких войск под Москвой». В номинации «Лучший документальный фильм» тогда победили сразу четыре ленты из разных стран, – и все о войне. Нашу картину в конце 41-го года снимали полтора десятка фронтовых операторов, – в тридцатиградусный мороз, под огнем фашистов. Некоторые операторы погибли… Для проката в США фильм перемонтировали – вернули сцены с предателем родины генералом Власовым, и дали новое название: «Москва наносит ответный удар».

В 1969 году премию «Оскар» получила киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир». Над созданием картины трудилось полстраны, – Минлегпром пошило костюмы, Минобороны выделило воинские подразделения – массовка в сцене Бородинской битвы достигла 120 тысяч человек. Это был один из самых высокобюджетных фильмов в истории кино. Его снимали по передовой широкоформатной технологии с шестиканальным звуком, правда, отечественная пленка была очень низкого качества – некоторые сцены приходилось переснимать по 40 раз!

Фильм «Дерсу Узала» удивителен фактом своего существования. Акира Куросава, к тому времени уже обладатель премии «Оскар», признанный японский классик, экранизировал произведение русской литературы, с русскими актерами и на русском языке. Однако именно этот пронзительный фильм о взаимоотношениях человека и природы позволил режиссеру выйти из кризиса, – ведь из-за творческих неудач начала 70-х Куросава пытался покончить жизнь самоубийством.

Мало кто верил в успех фильма Владимира Меньшова о провинциалах в столице. Именитые актеры отвергали предложение о съемках, в группе царили упаднические настроения, а критики называли картину «дешевой мелодрамой». Но зрительский успех и номинация на «Оскар» доказали, что режиссер прав. Кстати, Владимира Меньшова на вручение премии не выпустили. О победе фильма «Москва слезам не верит» он узнал из новостей. Первого апреля. И тоже не поверил.

Клубок любви, ревности и предательств на фоне идиллического дачного пейзажа 36-го года. Критики сравнивали этот мастерски сделанный фильм с голливудской классикой. «Утомленные солнцем» – это наши «Унесенные ветром», –писали они, – консервативный кинороман с любовной интригой, который разворачивается на фоне больших исторических потрясений. Может быть, поэтому академики американской Киноакадемии отметили этот фильм о начале сталинских чисток.

Экранизация повести Эрнеста Хэмингуэя «Старик и море» была необычайно трудоемкой, как и все работы Александра Петрова. Мультипликатор работает в технике «пальцевой живописи». Выдавив краску, рисует пальцами на стекле. И только в крайнем случае использует кисть. Один рисунок – один кадр фильма, в секунде рисунков 24, в минуте – 1440. Так что свой короткометражный мультфильм Александр Петров рисовал каждый день в течение двух с половиной лет.
 

Новости культуры