23.09.2015 | 16:28

К юбилею Марлена Хуциева

4 октября выдающемуся российскому кинорежиссеру Марлену Хуциеву исполняется 90 лет. В этот день в эфире телеканала «Россия К» – документальный фильм «Застава Ильича». Исправленному не верить» (17:50) и киноповесть «Застава Ильича» (18:30). К юбилею режиссера с 5 октября в вечернем эфире телеканал показывает премьерный документальный сериал Петра Шепотинника «Хуциев» и художественные фильмы «Июльский дождь», «Был месяц май», «Послесловие».

Не просто классиком, а флагманом и одной из ключевых фигур советского кинематографа 1960-х называют юбиляра его коллеги и ученики. Художественные фильмы Марлена Хуциева – документальный слепок с атмосферы той эпохи. В них нет ложного пафоса, но есть пронзительный трагизм, нет бездумного, бездуховного веселья, но всегда есть место радости, надежде и здоровой иронии. Создавая честные и добрые картины, Хуциев никогда и ни у кого не шел на поводу. Именно за желание режиссера всегда отстаивать высокие нравственные принципы, за правдивость и глубину их и полюбил зритель. Щедрый гений Хуциева подарил миру кино то, что без купюр и оговорок называется великим кинематографом, и пусть он снял немного фильмов, но выход на экран каждой его картины становился событием, начиная с «Весны на Заречной улице».

Грандиозный фильм «Застава Ильича» (4 октября, 18:30) о поколении, которое начало сознательную жизнь после ХХ съезда партии, вышел на экраны в 1965 году под названием «Мне двадцать лет» и стал одним из символов эпохи оттепели. Многие это помнят. Но какой подвиг, какая полная драматизма история, связанная с созданием этой картины в условиях строжайшего контроля, остались за кадром. О судьбе картины – документальный фильм «Застава Ильича». Исправленному не верить» (4 октября, 17:50). «Это был фильм о нас, двадцатилетних. Все было узнаваемо: переулки, дома, маршруты прогулок героев, квартиры», – отмечали современники. Про этот простой и вместе с тем поэтичный фильм ходили легенды еще до того, как он вышел на экраны. Его называли манифестом кинооттепели, герои времени – поколение шестидесятников – сыграли самих себя. И, как ни странно, именно этот фильм ждала невероятно трудная дорога к зрителю. После критики Никиты Хрущева, цензура безжалостно по кадрам кромсала «Заставу Ильича». Съемки легендарных поэтических вечеров в Политехническом музее было не отстоять, выставка современного искусства даже не обсуждалась, вечеринку, в которой снялись Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, существенно порезали... Хуциев боролся за каждую правку, за каждую реплику, за каждый кадр. После приезда в Москву итальянского режиссера Федерико Феллини, который попросил организовать встречу с опальным Хуциевым, о картине заговорили на Западе – «Застава Ильича» была удостоена специальной премии жюри на Международном кинофестивале в Венеции и приза «Золотая пластина» на Международном кинофестивале в Риме. Лишь в 1988 году был выпущен восстановленный первоначальный вариант картины.

За почти 60 лет в кино Марлен Хуциев снял всего семь картин. Сейчас мастер активно работает над новым, восьмым фильмом «Невечерняя» о встрече на рубеже двух столетий гениев русской словесности – Льва Толстого и Антона Чехова, замысел которого вынашивал много лет. Автор и режиссер документального фильма-портрета «Хуциев» (5-8 октября, 23:00) Петр Шепотинник заглянул на съемки этой картины в Ялте. Многодневные наблюдения за съемочным процессом составляют основную ткань документального фильма. Хуциев и его новая картина, с которой он намерен вернуться в большое кино после почти 20-летнего перерыва – только одна тема. Вторая – это попытка режиссера вернуться в прошлое и оценить свою жизнь и свои картины с расстояния прожитых лет. Ведь кино для него не просто увлечение, это сама жизнь Хуциева. Режиссер вспоминает свою молодость, переезд в Москву и вступительные экзамены во ВГИК, как создавался дебютный фильм «Весна на Заречной улице» и кинолента «Послесловие» с участием Ростислава Плятта и Андрея Мягкова. Отдельная глава посвящена картине «Мне двадцать лет». Также Хуциев рассказывает о фильмах «Два Федора» и «Был месяц май», объединенных темой подвига советского народа в Великой Отечественной войне, о драме «Июльский дождь», в которой поэтико-документальный стиль режиссера обрел особое совершенство. Размышляет о природе творчества, о вечных вопросах, волнующих мастеров искусства всех времен – любовь, ненависть, мир, война, конечность жизни и бесконечность истинного искусства.

Полноправными участниками становятся соавторы Марлена Хуциева по картине «Невечерняя» – художник-постановщик Владимир Филиппов и кинооператор Геннадий Карюк. Включены кадры вручения Хуциеву почетной премии «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно за вклад в мировое киноискусство в августе 2015 года.

С 5 октября в вечернем эфире телеканала «Россия К» – художественные фильмы «Июльский дождь», «Был месяц май», «Послесловие».

Пресс-служба телеканала «Россия К»