22.09.2015 | 20:08

Директора детских и юношеских библиотек встретились на совещании

Как привить детям любовь к чтению? Чем пополнять библиотечные фонды? Как использовать информационные технологии? Эти и другие вопросы обсудили на совещании «Год литературы: ребёнок и библиотека в пространстве чтения» директора детских и юношеских библиотек. И пришли к выводу – современные дети меньше читать не стали, просто делают это по-другому – порой, менее вдумчиво, по необходимости, а не для удовольствия. Из Российской государственной детской библиотеки – наш репортаж.

В крупнейшей детской библиотеке страны светло, уютно, проходят встречи с писателями, работают детские студии. Это мечта многих российских региональных библиотекарей, у которых иногда не хватает элементарного.

«Конечно, должны быть книги. Хорошие, современные, в хорошем полиграфическом исполнении, – отмечает директор РГДБ Мария Веденяпина. – И наши издатели увеличивают количество издаваемых хороших книг. Другое дело, есть ли возможность у регионов их приобретать – это проблема. Потому что хорошая книга, издаваемая небольшими тиражами, до регионов практически не доходит».

Чтобы современная библиотека была живой, нужно сделать ее местом встреч – уверена Наталия Солженицына.

«Библиотеки должны полностью перестраивать свою работу, переориентировать ее на создание каких-то детских сообществ, – считает она. – Это должны быть конкурсы, вечера, открытые уроки. Ведь дети все сидят в Интернете, каждый один. Дворов теперь у нас нет. Дети не имеют детского общества, кроме школы, которая похожа на казарму, где надо быстро бежать из одного класса в другой».

Но как бы ни перестраивалась библиотечная система, главное – поддерживать у детей интерес к чтению, сходятся во мнении участники совещания. Теперь, когда книга проигрывает гаджетам, нужны специальные усилия. В рамках совещания пройдет фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению.

«Разрабатывается понятие библиотечной педагогики. Это наравне с музейной педагогикой имеет право на существование. Самая близкая к ней – педагогика сотрудничества. Это означает разговаривать с ребенком как равный с равным. Это педагогика, основанная на похвале и стремлении ребенка заниматься», – поясняет главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения, психолог Наталья Малахова.

Профессор Дмитрий Бак, как многие преподаватели, настаивает: не надо гнаться за объемами прочитанного. Важно, чтоб была потребность в чтении.

«Чтение – это ключевое умение, которое делает человека человеком. Потому что ментальный доступ в Интернет, когда можно будет без компьютера туда входить – это дело 10-15 лет. И тогда окажется, что на нашем мозговом жестком диске может не храниться никакой информации. Стихи, великая поэзия – это ключ, чтобы сохранить вкус к сложным текстам, сохранить моторику сознания, которая без литературы сойдет на нет», – комментирует он.

А пока Дмитрий Бак участвует в эксперименте по популяризации классики. Ведет открытый урок. Объясняет, почему в XXI веке нам необходимо читать Пушкина, произведения которого обращены к людям разного возраста. Убеждает: Пушкин для школьников не должен быть явлением 200-летней давности. Пушкин – бунтарь, живой, остроумный, парадоксальный, с которым юному поколению точно хотелось бы быть «на дружеской ноге».

Новости культуры

Все материалы темы о Годе литературы - 2015>>