22.09.2015 | 14:50

Исполнилось сто лет со дня ухода Марии Савиной

Еще при жизни она была удостоена титула «царицы русской сцены». Критики отмечали: актриса Мария Савина создала новый женский тип, с её появлением русский театр «ожил и напоминает старые дни своего золотого века, когда артисты играли с вдохновением». За это удивительное мастерство ее называли «петербургской Сарой Бернар». Более сорока лет Мария Савина прослужила на сцене Александринского театра, где сыграла огромное количество ролей. Исполнилось сто лет со дня смерти легендарной актрисы.

Дочь провинциальных актеров впервые вышла на сцену в 7 лет, в 15 стала профессиональной актрисой, но до Петербурга ей пришлось пройти через множество личных неудач и ошибок.

«Если говорить современным языком, это такая девушка с характером, умеющая выстаивать в любых ситуациях», - говорит ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Александр Чепуров.

В 1874 году Савина попадает в труппу Александринского театра, который становится ее домом на 40 лет. Здесь ее ждут ключевые роли в русской классике, развитие образа сильной независимой женщины, сближение с литературными гигантами и, прежде всего, с Иваном Тургеневым. Савина безошибочно чувствовала свой репертуар. При всем откровенном соперничестве за звание лучшей актрисы Петербурга, когда Чехов впервые ставил «Чайку», она сделала правильный и благородный выбор.

«Сначала Нину Заречную должна была играть Савина, но она поняла, что уже переходит в другую возрастную категорию, и сама сказала, что эту роль могла бы сыграть Комиссаржевская», - рассказывает Александр Чепуров.

Сценическая жизнь Савиной отражена в мемуарах и современных постановках, но у нее была и другая, общественная роль, благодаря которой она навсегда останется в истории русского театра. В девяностых годах XIX века Савина, зная о горькой судьбе пожилых провинциальных актеров, задумалась о создании для них приюта. Это убежище, как называла свой дом Савина, повторяло устройство классической русской усадьбы

«То, что она видела у Ивана Сергеевича Тургенева в Спасском, то, что было так дорого ее сердцу, сердцу каждого русского человека. Дом – это не только четыре стены, это дом, в котором было бы тепло душе», - отмечает научный сотрудник музея Дома ветеранов сцены Ирина Ольшанская.

Соратником Савиной в деле создания Дома ветеранов сцены выступил один из богатейших людей империи, председатель правления общества пароходства и торговли и с 1910 года муж актрисы Анатолий Молчанов.

Одновременно со строительством комплекса на Петровском острове на улице Литераторов вырос особняк, в котором после смерти актрисы Молчанов на свои деньги открыл музей Савиной. Мемориальная экспозиция действовала до 1925 года.

Ныне музей актрисы готовится к открытию в Доме ветеранов сцены. Два года назад здесь был отреставрирован интерьер домовой церкви Николая Чудотворца. «Здесь стоял стульчик, на котором она сидела, молилась, если уставала, стоя, молиться», - рассказывает Ирина Ольшанская.

В сентябре 1915 года Савина заболела во время возвращения из паломнической поездки. В поезде она общалась с участниками Первой мировой войны. «Она была потрясена тем, что увидела, - горе, настоящую войну, она увидела, как рушится все», - добавила Ирина Ольшанская.

Савина стала жертвой войны. Ее похоронили в крипте домовой церкви, рядом в 1921 году появилось надгробие Молчанова, который посвятил остаток своих дней увековечиванию памяти актрисы. Во время реконструкции церкви в советский период надгробия Молчанова и Савиной были перенесены ближе к реке и к дому, который напоминает о том, что ее жизнью была не только сцена.

 Новости культуры