21.09.2015 | 20:01

Персональная выставка Аниша Капура впервые проходит в Москве

Художники не создают объекты, они создают мифы. Так считает Аниш Капур – на сегодняшний момент один из самых влиятельных скульпторов и, к слову, – один из самых богатых. Он и о своей жизни создаёт миф. Британский художник индийского происхождения – так обычно пишут о нём. Однако для него самого принадлежность к какому-либо этносу – вопрос более чем относительный. Отчасти он на него отвечает своей работой – «Моя алая родина». Её можно увидеть на 6-й Московской биеннале современного искусства. В ее рамках открылась первая персональная выставка художника в России. С чего начинается родина Капура – узнавал наш корреспондент.

Аниш Капур – один из самых знаменитых, влиятельных и дорогих современных художников в мире, поэтому выставка «Моя алая родина», безусловно, знаковое событие 2015 года. Скульптор-революционер, он способен удивить и даже шокировать самых либерально настроенных граждан. Вспомнить хотя бы одну из его последних инсталляций «Грязный уголок», установленную в Версале летом 2015 года. Французы тогда сильно возмущались. А на прошлой неделе Капур вместе со своим другом, опальным Ай Вэй Вэем, совершили прогулку по Лондону в знак солидарности с беженцами. К прогулке присоединились сами беженцы и большое количество журналистов.

На пресс-конференции Аниша Капура, конечно, спросили про скандал во Франции – общественность призывала бойкотировать его выставку, подписывала петиции. Дважды инсталляция «Грязный уголок» подвергалась нападению, две недели назад её расписали антисемитскими лозунгами. Капур рассказал журналистам, что решил их оставить на своей работе как шрамы в память об этой отвратительной истории. Говорить о политике и скандалах Капур не очень хотел, тем более что его работы вообще не об этом. Капур скорее художник-метафизик, маг и чародей, иллюзионист, работающий с формой и цветом, и не любящий наделять свои работы однозначными концепциями и смыслами.

«Искусство задаёт вопросы и очень редко даёт на них ответы. И, это, я считаю, хорошо. Всё как в жизни, – говорит художник. – Для меня искусство – это такой интимный процесс, когда ты один на один с произведением, вступаешь с ним в невербальный диалог, близкий контакт. Мне именно такого общения хотелось бы. Нет никаких смыслов жизни. Мы их назначаем сами. С искусством такая же история».

Аниш Капур, хоть и живёт в Великобритании уже более сорока лет, но часто бывает на родине – в Индии. И, конечно, в каждой его работе слышен отголосок индийской философии, традиций. Исследователь материального-нематериального, в своих работах он проникает за завесу майи, пытается раскрыть тайны Лилы – божественной игры. Конечно, при этом понимая, что никому и никогда это не удастся. В своих работах Капур использует пигментные порошки, которые в Индии применяют повсеместно, в том числе и в храмах.

«Цвет играет одну из главных ролей в моих объектах, – комментирует Аниш Капур. – Для меня важно, чтобы он создавал эффект присутствия. Цвет должен погружать в себя. Он как душ или ливень, зритель должен промокнуть под ним насквозь. Если это, например, жёлтый цвет – то после контакта с созданным мной объектом зритель должен сам превратиться в этот желтый цвет. И ни во что больше».

На выставке в Еврейском музее и центре толерантности представлены знаковые работы Аниша Капура, выполненные в разных техниках и затрагивающие главные для него темы – материи и духа, свободы и ограничения, двойственности этого мира. Экспозиция «Моя алая родина» – как сеанс психотерапии, как практика йоги на языке современного искусства. И, как это часто бывает, такое погружение в трансцендентное способно вскрыть в зрителе многое. В том числе, бесконечное количество трактовок и реакций.

Новости культуры