05.03.2011 | 23:33

"Фантомные монументы" современности

Центр современной культуры «Гараж» самым неожиданным образом направил творческий поиск десяти художников. «Фантомные монументы» - очередная тема, которую им было предложено воплотить в скульптуре, инсталляциях и видео. В ход пошли пакеты, электрические провода, металлические прутья торговых палаток. Эти работы переворачивают традиционные представления о том, какими должны быть современные памятники и кому или чему их можно посвятить. Рассказывают «Новости культуры».

Знал бы блаженный Августин, что слова из его « Исповеди» могут стать запутанным клубком проводов... Именно так, по мнению выпускника философского факультета Воронежского университета Ильи Долгова, должен выглядеть монумент мудрости.

«Работа находится под постоянным напряжением, по ней идет постоянный электрический ток. Это модель механизма нейрофизического памяти, но это фраза человека, который изобрел европейский психологизм, внутренний мир европейца, в принципе», – говорит художник.

Арсений Жиляев – автор памятника эпохе девяностых и их символу – «челнокам». Он воссоздал каркасы торговых палаток, в которые оказались пойманы многие люди с высшим образованием, жившие до перестройки совсем другой жизнью. Монумент труду и его трансформации в современном мире.

«Одно из моих страшных впечатлений – гигантские пространства, занятые пустыми остовами от палаток», – признается Арсений.

Еще одна инсталляция посвящена флагам и их месту в городе и нашем сознании. Анастасия Рябова соединила сотню флагштоков ради одного вопроса: «Где твое знамя, чувак?». Именно так называется эта работа. Памятник идеологии.

«До перестройки кронштейнов было больше, флаги вывешивались довольно часто», – отмечает Анастасия.

Четыре тысячи маленьких пакетов и один большой светящийся шар понадобились художнику Алексею Костроме, чтобы воздвигнуть шуршащий памятник экологии.

«Известно, что, если все пакеты собрать, то Землю можно упаковать в несколько слоев. Эта информация меня поразила», – говорит он.

Поразмышлять о том, чем фантомы отличаются от реальности, здесь может каждый. Что такое современный монумент в городском пространстве – суровая реальность или мифологическая необходимость? Этот вопрос задают себе и сами художники.