22.09.2015 | 12:15

Выставка "Вселенная в чайной чаше" демонстрирует японскую керамику

Тот, кто привык называть Японию не иначе как Страна восходящего солнца, примет как должное название выставки «Вселенная в чайной чаше». Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина демонстрирует японскую керамику, предназначенную для чайных церемоний. Большая часть предметов – это произведения из коллекции Музея Династии Раку в Киото. Фамилия Раку, дарованная первому мастеру династии, переводится как «наслаждение» или «радость». На то и рассчитывает участник чайной церемонии. 

То, что чайная чаша не просто посуда, становится ясно уже из названия выставки «Вселенная в чайной чаше». Это воплощение японской философской концепции. Чаша для чайной церемонии умещается в ладонях, в чаше - целый мир - созерцания, опыта общения, поисков смысла.

«Мы показываем абсолютно сакральное японское искусство, показываем вещи исключительной важности для понимания японской культуры в целом, для японской философии. И человек, который смотрит на это, уже невольно прикасается к этой философии самым плотным образом. Возможно, увидев эти предметы, он изменится внутренне», - говорит директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Философия дзен, стиль ваби, избавление от всего лишнего, изысканность простоты, отсутствие симметрии, выход за рамки строгой геометрии - такова керамика Раку. На выставке – работы всех мастеров династии: от основателя – мастера Тёдзиро до нынешнего патриарха и его наследника. Самые главные творения каждого поколения.

«Это живая традиция. Все эти чаши и сейчас используются в повседневной жизни. Бывает, у себя дома я пью из древних чаш самого Тёдзиро и из своих чаш. Это помогает пересмотреть свою жизнь, найти ответы. И если в Европе каждый новый стиль – своего рода отрицание предыдущего, то в Японии есть некая глубинная духовность, которая протекает по нашей традиции на протяжении всей истории», - говорит XV патриарх династии Раку Китидзаэмон.

Технология изготовления чаш неизменна с XVI века. Формовка происходит только вручную. После покрытие глазурью - обжиг в печи, в которую помещается только один предмет. И на этом последнем этапе мастер на процесс повлиять не может. Он сравнивает печь с вулканом, с природной стихией. Так что, получится ли в итоге чаша, по его словам, решает сам космос.

Выставка представляет и художественный контекст керамики Раку - японскую живопись и каллиграфию.

«Эти ширмы очень интересно рассматривать. Вы просто погружаетесь в этот мир. Мастерская Раку находится в городе Киото. Киото в то время была еще столицей Японии. Тёдзиро делал чаши для Томи Хидеёси – великого правителя Японии. Они вполне могли делать их и для императорского двора», - отмечает куратор выставки Айнура Юсупова.

Основатель династии начинал с цветной глазури, но пришел к доминированию черного цвета, который заключает все остальные. Каждый художник нового поколения Раку проходит свой путь.

«За плечами у меня 450 лет, но нужно помнить, что все это время патриархи династии Раку не создают то же, что делал Тёдзиро. Каждый делает вещи, которые отражают время, в котором он живет. Я совмещаю большую историю и самовыражение», - объясняет наследник династии Раку Раку Ацундо.

Нынешний патриарх уверен - русскую и японскую культуру роднит сосредоточенность на предельных вопросах. Считает, в нашей стране смотреть на чаши стоит через призму русской традиции. Самые близкие ему по духу русские творцы - Достоевский и Малевич.

 

Новости культуры

Читайте также: 

Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак (в программе "Главная роль") рассказывает о выставке "Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Произведения из японский собраний">>>