07.03.2011 | 14:11

Круглый стол "Польский и русский театр – мифы, история, память, забвение"

Театр – особая трибуна для выражения обществом самых глубинных своих эмоций. Место, где получают воплощение культурные и психологические архетипы нации. Как относиться к этому явлению, обсуждали театральные критики, драматурги, режиссеры России и Польши - на фестивале «Золотая маска» прошел круглый стол «Польский и русский театр – мифы, история, память, забвение». Рассказывают «Новости культуры».

 

Чтобы лучше понять, что такого особенного в современной польской драматургии, и чем наш театр отличается от польского, обе стороны решили обсудить тему, казалось, далекую от жизни, - мифы и их понимание современным театром в Польше и России.

Петр Грущинский, театральный критик, драматург: «У Польши есть давний миф, он возник после Мицкевича – миф о том, что Польша – Христос народов, и как Мессия должна погибнуть, чтобы спасти себя и весь мир. Этот миф только недавно стал подвергаться критике в современном театре, но обратите внимание, когда недавно случилась авиакатастрофа под Смоленском, большинство поляков восприняли ее именно как жертву во имя некого мифического спасения страны».

Размышления об этом мифе жертвы во имя прекрасной Польши, внимательный зритель может найти в спектаклях-участниках «Золотой маски» – это Римас Туминас с его «Мастером» или «Апполония» Кшиштофа Варликовского. В России также есть мифы, с которыми пытаются работать отечественные режиссеры. Например, миф о Великой Отечественной войне.

Константин Богомолов, режиссер: «Совершенно очевидно, что в условиях советской действительности война стала местом, где люди были честны, последовательны, а государство потеряло свой мощный тотальный контроль».

Как отличить миф от идеологии, и чем опасны мифы – об этом задумываются не только драматурги, но и социологи.

Борис Дубин, социолог, переводчик: «Весь страх и ужас и сохраняющаяся опасность мифов в сегодняшнем мире в том, что они, мифы, соединяются с политикой, соединяются с техникой, порождая войны, и соединяются с массами через СМИ».

Сама возможность разговора о мифах означает, что к мифам можно подходить критически, и пытаться переосмысливать их. Например, по-иному воспринять миф о старой патриархальной России, который в нашем театре транслируют такие режиссеры, как Женовач и Фоменко.

Алена Карась, театральный критик: «То, что польский театр занимается тотальной деконструкцией мифа для нас, этап какого-то будущего. Мне кажется, что очень важно, что прозвучало – ясное представление о том как образовывался этот польский миф, про который мы мало что знаем.

В итоге все участники круглого стола сошлись на том, что разговаривать о мифе - это значит - быть независимым от коллективного бессознательного, которое и выражается в мифологии.

Все материалы темы: "Золотая маска" 2011>>>