29.08.2012 | 09:29

Венеция готова к открытию Международной архитектурной биеннале

Италия давно снискала славу центра мировой моды. Милан – столица европейской фэшн-индустрии, Венеция раз в два года дает ориентиры в градостроительстве и зодчестве. Настоящую архитектуру «Haute couture» представляет Международная венецианская биеннале. Уже сегодня в этом «городе для глаз», как назвал его Иосиф Бродский, откроется 13-й смотр смелых и ярких идей лучших архитекторов мира. Но Венеция оставляет даже им, признанным мэтрам, право на ошибку. Ведь там, где разочарует искусство, очарует город. Эта реплика одного художника цитируется сегодня по случаю биеннале. Рассказывают «Новости культуры».

Тему для архитекторов в этом году подсказал профессор социологии. Сommon ground – точки соприкосновения, общие интересы, но в переводе на язык биеннале это прозвучало как «общественные пространства». Не здания, а квадратные метры между ними, общая земля. Один из самых инновационных – павильон России.

«Сегодня мы говорим, что архитектура – это само по себе красивое пространство, – отмечает куратор экспозиции Сергей Чобан. – Но это еще и пространство, которое несет в себе информацию. Информацию, которую можно прочесть, в которую можно углубиться. А вот степень погруженности зависит от каждого зрителя».

На пять минут сюда не зайдешь. На входе выдают планшет. Каждый квадрат пространства нужно просканировать, отрыть специальный код. Жилые здания, лаборатории, сколковский бульвар – как центральная ось иннограда, футуристические проекты «Скала» и «Купол», под которым даже зимой будет свой микроклимат — минус пять, не ниже.

«Задача государства была сделать Сколково таким, чтобы за него не стыдно было на любом уровне, – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – И чтобы хорошая архитектура была призвана стать таким флагманом продвижения Сколково».

О наукоградах прошлого, как о базе для Сколково, рассказывает нижняя часть экспозиции. Тут представлена вся история создания городов, начиная с планировки районов. От Москвы XXI века до Москвы XX – несколько минут на водном трамвае. На острове Джудекка молодые российские авторы проложили «шоссе Энтузиастов». А художник из Воронежа подарил биеннале и острову, где закрыли все прачечные, простую, но самую нужную вещь.

«Этот проект задумывался скорее как противостояние между искусством и жизнью, – рассказывает Арсений Жиляев. – Где я, как автор, выступал на стороне жизни».

Здесь же детский сад и жилые нормативы шестой пятилетки. На башню Сан-Марко можно посмотреть из советской телефонной будки и через московские окна. Тема всего общего зрителю нравится. Архитектурное биеннале-2012 заметно ближе к народу. На экспонаты активно призывают садиться, ложиться, их предлагают покупать и уносить с собой.