18.09.2015 | 13:28

К 95-летию со дня рождения Сергея Бондарчука

25 сентября – 95 лет со дня рождения актера и режиссера Сергея Бондарчука. В этот день на телеканале "Россия К" – авторская программа Сергея Соловьева "Те, с которыми я…" (19:45) и художественный фильм "Борис Годунов" (20:35).

Фильм из авторского цикла Сергея Соловьева "Те, с которыми я…" (25 сентября, 19:45) посвящен выдающемуся советскому актеру и режиссеру Сергею Бондарчуку, с которым Соловьев был дружен в последние годы жизни мастера. "Первый раз я столкнулся с Сергеем Федоровичем, когда был мальчишкой лет десяти. Папа повел меня в Дом кино на фильм "Тарас Шевченко". Украинский поэт был очень располагающей к себе внешности, с удивительно добрыми глазами. Я был покорен. К слову, фильм очень понравился Сталину. Беспрецедентный случай: в возрасте 31 года Сергей Бондарчук получил звание Народного артиста СССР, минуя звание Народный артист РСФСР. Большой успех, нужно сказать! В следующий раз я узнал о нем из журнала "Советский экран", где была напечатана статья о том, что некий артист Бондарчук, исполнитель роли Отелло, женился на Дездемоне из этого же фильма. Портрет женщины был напечатан там же. Это была Ирина Скобцева. Честно признаюсь, что таких женщин я в жизни не видел. Это был ангел! Именно тогда я понял, что в некоторых женщинах изначально существует ангельское начало. Они прожили вместе 35 лет. Ирина Константиновна была ему вернейшим другом, родила чудесных детей – Федора и Алену. Она была ангелом-хранителем Сергея Федоровича, и он это прекрасно знал".

Без Сергея Бондарчука невозможно представить кинематограф 1950-80-х годов прошлого века. Человек со сложной судьбой, щедрой темпераментной натурой и сильной волей, талантливый от Бога и, в то же время, посвятивший свою жизнь постоянному самообразованию. Режиссер, не боявшийся спорить с властью, но чутко и корректно относящийся к творчеству молодых, которым часто повторял, что "художник в кино должен служить добру". "Есть поговорка об удачливых людях – "родился в рубашке", а про Сергея Бондарчука говорили, что "он родился в дубленке", настолько успешным был его путь в кино. Его существование в отечественном кинематографе носило странный характер невероятного всеобщего исключения из любых правил. Принципы своей художественной жизни он устанавливал для себя сам. Он внушал уважение".

Бондарчук признавался, что не жил нормальной жизнью, а только работал, работал и работал, что не сумел по-человечески похоронить родителей, потому что был на съемках, не увидел, как выросли собственные дети, два раза пережил клиническую смерть. Свой актерский путь он начал с роли Валько в фильме Сергея Герасимова "Молодая гвардия", режиссерским дебютом стал фильм "Судьба человека". "Он раз и навсегда задал тот невероятно высокий уровень кино, которого придерживался до конца".

Три года режиссер снимал главную картину своей жизни "Война и мир", один из самых масштабных фильмов за всю историю мирового кинематографа, удостоенный в 1968 году "Оскара" как "Лучший фильм на иностранном языке", а также получивший награды международных кинофестивалей в Венеции и Москве. "Картина эта была по его душевному масштабу, по масштабу его понимания устройства жизни. Легенд ходило множество. В процессе создания этой эпопеи случилось немало непредсказуемого и даже удивительного. Я снял двадцать картин, и ни в одной из них у меня нет даже толики того, что было выполнено Бондарчуком во время работы над "Войной и миром". Это была титаническая работа не только режиссера, но и всех участников съемочной группы, от актеров до осветителей. На съемках Бондарчук пережил клиническую смерть. Силы человеческие все же имеют предел. Вот так раньше снимали кино, не с профессиональными задачами и амбициями, а на пределе человеческих возможностей". После успешного зарубежного проката "Войны и мир" Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм "Ватерлоо", где еще раз подтвердил свое мастерство.

В 1970-80-е годы Бондарчук продолжал сниматься у других режиссеров, преподавал во ВГИКе, снимал сам. Особенно важной для него стала картина "Они сражались за Родину" по роману Михаила Шолохова. Его удачи были у всех на виду. Даже после "решительного и революционного" V Съезда Союза кинематографистов СССР в 1986 году, после которого Бондарчук, "узурпатор и баловень судьбы", как его называли коллеги, начал терять авторитет и влияние…

В фильме принимает участие оператор-постановщик "Войны и мира" Анатолий Петрицкий. Включены фрагменты кинолент с участием Сергея Бондарчука, фото- и видеоматериалы из его личного архива.

После окончания программы в 20:35 – драма "Борис Годунов" по мотивам одноименной пьесы А.С. Пушкина, последний фильм Сергея Бондарчука, который вышел на экраны при его жизни. В этой картине он не только исполнил главную роль, но выступил также в качестве режиссера и автора сценария. Съемки фильма проводились совместно с киностудиями Чехословакии, Западного Берлина и Польши. Фильм – участник Основной программы МКФ в Каннах в 1986 году. 

Пресс-служба телеканала "Россия К" 

О Сергее Бондарчуке вспонимают Ирина Скобцева и Фёдор Бондарчук в программе "Наблюдатель">>