09.03.2011 | 11:45

Нереволюционный супрематизм XXI века

9 марта в выставочном зале Stella Art Foundation в Скарятинском переулке, 7, открывается выставка художника и дизайнера Елены Китаевой – супрематический проект «Завтрак. Обед. Ужин». На разных этапах своей творческой биографии Елена Китаева занималась фигуративным искусством, были и концептуальные проекты, однако к супрематическим методам творчества  главный дизайнер телеканала «Культура» тяготела всегда.

Когда в 1913 году возник супрематизм, когда Малевич показал свои первые работы, которые можно отнести к этому направлению, пресса, критики и маститые живописцы негодовали – настолько революционной казалась тогда подобная деконструкция реальности. Система Малевича, «по которой происходило движение цвета через долгий путь своей культуры» шокировала, а его слова о том, что белый цвет – это «истинное реальное представление бесконечности» разрушали упорядоченное веками представление о живописи.

Как и супрематисты начала ХХ века, Елена Китаева работает также лишь с тремя совершенно супрематическими цветами: черным, красным и белым. При этом белый у Китаевой, как и у Малевича, обозначает мировое пространство (в нашем случае – «белый куб» выставочного зала), в котором разыгрывается драма черного и красного. Именно в эти цвета окрашены фигуры, число которых в «Завтраке» - три, семь - в «Ужине» и двенадцать – в «Обеде», а также семь «стражей», охраняющих территорию, занятую тремя основными композициями.

По словам Елены Китаевой, для нее в искусстве чрезвычайно важна чистота формы. «Я исповедую формализм в чистом виде, я убежденный, осознанный формалист - говорит художница. – Для меня главное форма, а не содержание. Именно в форме выражается замысел творца. Некие смыслы, тезисы, которые ты хочешь донести, формируются где-то глубоко, на подсознательном уровне. Нет нужды их проговаривать. Это все наносное, шелуха».

Можно сколь угодно долго рассуждать о концепциях искусства, проводить исторические параллели, искать скрытые значения, но это – удел кураторов и критиков. По мнению Елены Китаевой, «художник – лишь выплескивает то, что зарождается где-то глубоко внутри». Лаконичный и, безусловно, стильный по цвету и форме, проект Китаевой «Завтрак. Обед. Ужин» создает уникальное визуальное пространство, подчиняя себе окружающий мир.