09.03.2011 | 15:40

Вальсы и марши советской эпохи на концерте "Вивальди-оркестра"

Знакомить современного слушателя с незнакомыми мелодиями советских лет и давать второе дыхание хрестоматийным шлягерам продолжает «Вивальди-оркестр». На сей раз в концертном зале имени Чайковского прозвучали вальсы и марши советских композиторов. Каждая из таких программ известного коллектива – своего рода дань памяти навсегда ушедшей эпохе. А особенность человеческой памяти - фиксировать лучшее. Рассказывают «Новости культуры».

 

В маршах и вальсах советской эпохи - история страны, история каждого человека. Сегодня - это музыка, ставшая классикой. Соловьев-Седой и Дунаевский, Блантер и Фрадкин – те, кто пришли за Чайковским и Глинкой.

«Песни сочинялись о человеке, об истории страны, о том, как это все происходило. И это трогало людей, и самое интересное, что это сейчас трогает молодых. Они видят, что это не пропаганда словами или докладами, а просто возвращение в прошлое», - рассказывает художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра» Светлана Безродная.

«Летите, голуби, летите» и «Скворцы прилетели» - ученики хоровой студии впервые исполнили с «Вивальди-оркестром». Их родители ностальгируют о том, как пару-тройку десятилетий назад пели тоже самое на отчетных концертах всех музыкальных школ Советского Союза. А для нынешних подростков – Дунаевский и Соловьев-Седой – просто романтика.

«Они их обожают. Они их воспринимают так, как воспринимают все нормальные люди музыку Дунаевского. Потому что Дунаевский на все времена», - уверен худрук детской хоровой студии «Веснянка» Любовь Алдакова.

Еще четыре исполнителя вместе с чисто женским коллективом «Вивальди-оркестра». Безродная очень точно описывает голоса. Светлана Полянская – удивительное голосовое сходство с Любовью Орловой. А у ее мужа – Сергея Полянского - Безродная обнаружила голос с эмигрантскими интонациями. Так сегодня уже никто не поет.

«Светлана Безродная и мы, певцы, стремимся, чтобы исполнение этих песен было аутентично. Так говорят о старинной музыке, хотя не знают, как она звучала. А мы, зная как это было 50-60 лет назад, стараемся приблизиться к этому источнику не только звуково, но и сердцем совпасть с тем настроением, которое передавали исполнители того времени», - говорит лауреат международных конкурсов Сергей Полянский.

Манеру исполнения Ирины Крутовой сравнивают с Шульженко. Хотя она к этому не стремится. Сегодня певица исполняет вальсы, которые называет вечным праздником.

«Разве что «Москва майская» как отголосок предыдущего периода нашей страны. А вальсы – нет. В моем детстве было не принято, такая музыка не звучала, к сожалению», - сетует лауреат международных конкурсов Ирина Крутова.

Вот уже в который раз «Вивальди-оркестр» обходится без духовых. Безродная знает секрет: как заставить виолончель звучать валторной или контрабас - тромбоном. «Это не имитация, а добавление красок», – говорит она. И хитро переписывает партитуры. После чего даже «Выходной марш» из фильма «Цирк» звучит на струнных, почти как оригинальный. «Может, потому, что Дунаевский тоже был скрипач», – шутит Безродная.