29.08.2012 | 09:46

В столице открылась выставка "Андакен Пенурат – юный принц-Панджи. Мир индонезийского театра"

Зрителей индонезийского традиционного театра трудно чем-то удивить – борьба злых демонов с духами добра и света, удивительные приключения благородных принцев и их многочисленных жен – это типичные сюжеты. Для российской публики – это экзотика, которая завораживает. Для знакомства нашей публики с искусством, которое иногда оборачивается трансовым действом, выбрали статичную форму. На выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства представлены куклы театра теней, вырезанные из кожи буйвола, деревянные марионетки, колоритные маски. С персонажами древнего действа познакомились корреспонденты «Новостей культуры».

В Индонезии, крупнейшей островной державе Юго-восточной Азии, слово «ваянг» знает каждый. Оно обозначает и кукол, и само театральное действо. В основе пьес для него – древние индийские поэмы, предания и мифы.

В театре «ваянг» во время спектакля рассказчик показывал на такое полотно. Это 60- метровое - воссоздано по древнему свитку современным художником. Здесь самая подробная иллюстрация к знаменитому во всей Индонезии сказанию о принце Панджи.

Он ищет свою возлюбленную – пропавшую принцессу. 24 сцены из истории вечной любви, которая преодолела все препятствия. Отважный принц поборол всех злых духов и великанов.

«Очень интересно, что герои положительные всегда утонченные, у них тонкие губы, тонкие носы, такие миндалевидные глаза, – говорит заместитель директора Государственного Музея искусства народов Востока Татьяна Метакса. – Герои отрицательные с такими полными красными губами, они очень большие по размеру».

На них похожи и куклы теневого театра. Он самый древней. Упоминается с IX века. Считалось, что спектакль – зрелище магическое – отводит несчастья. Поэтому его приурочивали к особо важным событиям: рождению ребенка, свадьбе, сбору урожая. С вечера и всю ночь на белом полотнище при свете масляной лампы скользили ажурные тени таких кукол. Музыканты играли на ксилофонах, гонгах и анклунгах – колокольчиках из бамбука. А это – главный атрибут фантастического представления.

«Он символизирует Мировую Гору или Мировое Древо, – рассказывает стар. науч. сотрудник сектора Юго-Восточной Азии Государственного музея искусства народов Востока Галина Сорокина. – И именно появление на экране вот этого предмета означает, что спектакль начинается. Он знаменует смену каждого отдельного эпизода сказания, он же появляется в конце, как знак того, что спектакль закончен».

От театра теней очень многое унаследует театр объемных кукол и драматические представления, где актеры будут танцевать в масках. Представленные на высставке – приехали с островов Ява и Бали. Каждый цвет здесь – символ.

«Красный цвет маски означает цвет ярости, несдержанных, неконтролируемых эмоций, – говорит Галина Сорокина. – И поэтому он соответствует для Демона. Синий цвет символизирует внутреннюю зрелость, духовную, решительность и смелость».

Белая маска – конечно, принцессы – красивой и юной. Актеры в таких масках не говорят, так как держат их зубами. Реплики за них произносит «ведущий». Когда он устает, появляются клоуны и шуты. Они носят полумаски и могут сами веселить публику. Эти спектакли смотрят и в современной Индонезии. Это их национальная гордость.
Джухари Оратмангун, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индонезия в Российской Федерации: В культуре и духовной жизни нашей страны это важное место. Эти традиции очень сильно повлияли на наше современное искусство, театр, танцы. А такие изображения в Индонезии – самые популярные!

Популярные и поучительные до сих пор. Ведь их персонажи – эталон поведения человека. А истории о них раскрывают законы мирозданья, затрагивают вечные темы добра и зла, любви и смерти.