09.03.2011 | 16:44

Точная музыка Галины Уствольской

Концерт под названием «Точная музыка Галины Уствольской» прошел в театре «Школа драматического искусства». Творчество продолжательницы традиций русского музыкального авангарда до сих пор остается «закрытой страницей».  Рассказывают «Новости культуры».

Одна из самых одаренных и любимых учениц Дмитрия Шостаковича, которой мэтр пророчил всемирное признание, десятилетиями писала «в стол». До 1991 года сочинения Уствольской фактически находились под запретом в СССР, а в 2006 году ее не стало. Шесть фортепианных сонат Галины Уствольской исполнили народный артист России Алексей Любимов и его ученики. Известному пианисту посчастливилось лично знать композитора и получить наставления «из первых рук».

«Играть строго, духовно. Как она говорила, играть гениально», – вспоминает Любимов.

Галину Уствольскую называют «композитором-отшельником». За всю жизнь она дала всего три интервью. Алексей Любимов и другие участники концерта ориентировались на сохранившиеся рукописные нотации автора. Уствольская была аскетична в выборе выразительных средств, но при этом свои самобытные музыкальные композиции умела наполнить богатым духовным и интеллектуальным содержанием. Интерес к музыке Уствольской появился в 1980-х. Сценическую жизнь многие ее сочинения обрели благодаря всемирно признанным музыкантам, как, например, Мстислав Ростропович. О наследии Уствольской написаны две научные диссертации – одна в Англии, другая в России. Однако музыковеды признают, что популярной у широкого слушателя эта музыка не станет – она слишком сложна для непрофессионального восприятия.

«Очень странная музыка. Это даже не музыка, а истовая вера, молитва», – говорит музыкальный критик Екатерина Бирюкова.