16.09.2015 | 13:02

Более тысячи произведений декоративно-прикладного искусства представлены в "Новом Манеже"

К 25-летию ассоциации «Народные художественные промыслы России» в столичном «Новом Манеже» открылась выставка, на которой представлено больше тысячи произведений декоративноприкладного искусства. Экспозиция будет работать только неделю, только одна неделя для решения двух задач – продемонстрировать качество изделий и привлечь внимание к проблемам развития ремесел. Некоторые из них известны не одну сотню лет. На Руси даже присказка всегда была - «не без ума, и не без промысла». Сейчас, чтобы сохранить эти действительно уникальные традиции, нужно и умом пораскинуть, и промыслам новый статус придать. Кое-что в этом направлении уже делается.

Последний раз выставка народных промыслов такого масштаба проходила почти 40 лет назад и была еще всесоюзной. Судя по нынешней экспозиции, промыслы процветают в прямом и переносном смысле. В «Новом Манеже» можно увидеть уникальные произведения, как, например, композицию под названием «Битва за урожай», выполненную из волчьей челюсти. Или картины из жизни эскимосов, вместо холста – настоящий китовый ус, точнее, только часть его. Но на деле, утверждают организаторы, народные промыслы переживают кризис.

«Где раньше была тысяча человек – стало сто. Где триста – тридцать, - говорит председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин. - Главная беда, что нет молодежи. Промыслы потихонечку умирают, и у нас с вами осталось совсем немного лет для того, чтобы поправить это положение».

Россия – одна из немногих стран мира, сохранившая народные художественные промыслы. Однако, если до перестройки в них было занято около 100 тысяч человек, то уже сейчас - в несколько раз меньше. Общая беда всех промыслов, а их на выставке – больше восьмидесяти из разных регионов – отношение к ним, как к сувенирам. Дешевая сувенирная продукция практически вытеснила на рынке туриндустрии подлинные произведения, которые не могут быть дешевыми по определению. Материал для, например, изделий из моржовых клыков, в магазине не купишь. Этот традиционный для Чукотки промысел известен как минимум с первого века нашей эры.

«Первыми мастерами, конечно, были морские охотники. То, что увидели, то, что они переживали сегодня, они изображали в клыке.. Зимой было делать нечего, моржи уходили, киты уходили, и вот люди занимались резьбой по кости, тогда вот зародилась гравировка по кости», - рассказывает директор костерезной мастерской Анатолий Оськин.

Одни промыслы рождались от любви к искусству, другие из чисто практических соображений – посуда всегда нужна. Но до недавнего времени абсолютно все промыслы как самостоятельный вид искусства у нас в стране не признавались. Это был уже не ширпотреб, но еще не искусство. И вот ситуация сдвинулась с мертвой точки.

«Российская академия художеств в своем составе имеет 12 отделений – скульптуры, архитектуры, графики и так далее. Но многие годы мы боремся за то, чтобы в наш устав включить отделение народного искусства. И это нам удалось, - отмечает вице-президент Российской академии художеств Олег Кошкин.

Уже со следующего года жостовские подносы, федоскинские шкатулки и другие промыслы будут приравнены к большому искусству – картинам и скульптурам. Историческая несправедливость будет устранена. Ведь именно в этих произведениях, сохранивших архаичные черты, истоки и корни вообще любого искусства.
 

Новости культуры