09.03.2011 | 19:30

Три последних дня из жизни Мэрилин Монро

В Москве в рамках «Золотой маски» продолжаются показы «Польского театра в Москве». Эту программу критики уже назвали «выдающейся», как и сам феномен театрального искусства Польши. Среди ярких его представителей – Кристиан Люпа, спектакли которого представляют собой синтез глубоких духовных поисков и оригинального сценического воплощения. В Москву Люпа привез «Персону Мэрилин». Эта постановка – часть цикла о скандально известных персонах ХХ века, который задумал знаменитый польский режиссер.  Рассказывают «Новости культуры».

Кристиан Люпа влюблен в Мэрилин Монро с детства. Ее таинственность, неоднозначность всегда привлекли его внимание.

«Мне кажется, Мэрилин пыталась сказать что-то между строк, выйти за границы тех персонажей, которых играла. Я находил в ней то, чего, может быть, не видели и не замечали другие. В последнем периоде ее жизни есть очень много белых пятен. О них мне и интересно было поразмышлять», – говорит режиссер.

Три неизвестных дня из жизни знаменитой актрисы, три последних ее дня Люпа превратил в трехчасовое действо. В основе спектакля – реальные факты. Монро, например, мечтала сыграть Грушеньку в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Ее друг Генри Миллер даже планировал написать для нее сценарий. Но не факты, не верность биографии занимают главное место в спектакле Люпы. Попытка уловить запахи и звуки, раскрыть то, что ускользнуло от глаз миллионов, что и было главным. Глянцевая дива, персонаж светской хроники отчаянно пытается найти себя настоящую, отказаться от навязанного медийного образа. Пытается и не может. Публичность стала ее приговором, уничтожила живого человека.

Для режиссера Кристиана Люпы «Персона Мэрилин» – это еще и освоение нового поля.

«Он никогда раньше не ставил спектакли, которые сам сочинял. Это сочинение коллективное, но, прежде всего, самого Кристиана Люпы. Записанные им слова, смонтированные дневники Монро. Раньше он все-таки ставил великую литературу или драматургию, сейчас он стал сочинять собственные спектакли», – заверяет театральный критик, куратор проекта Алена Карась.

Еще одна фотосессия Мэрилин. Усталая, пьяная женщина лежит на грязной подушке посреди стола. Фотограф ловит все новые ракурсы. На экране появляются снимки – красивой чувственной женщины. Закон глянца непреодолим.

Главную роль Люпа без раздумий отдал актрисе Сандре Коженяк. Никакого кастинга. Для Коженяк три часа полноценной жизни на сцене крайне трудны. Спектакль играется на чаще раза в месяц – очень уж большая душевная и физическая затрата. На Московских гастролях «Персона Мэрилин» идет два вечера подряд. Чтобы настроится, нужно побыть наедине с собой. Сандра даже грим делает сама. Ее обнаженное тело – лишь скромный намек на наготу души героини, уставшей от бесконечного одиночества в толпе.

«То, что мы делаем, даже игрой не назовешь. Это проживание. Это каждый раз открытие чего-то нового про Мэрилин, чего-то нового про себя. Я сравниваю свои и ее страхи и всякий раз преодолеваю что-то. Без этого – какой же смысл?» – признается актриса.

Спектакль переменчив, как настроение самой Монро. Характерный для Люпы прием – оставлять внутри постановки люфты для актерской импровизации. Сколько спектаклей ни смотри, всякий раз будет что-то новое, исходящее от сегодняшнего настроения и состояния актеров. Они в свою очередь напрямую зависят от температуры «зрительского зала», от реакции публики.

«Люпа приучил нас очень чутко прислушиваться к тому, как реагирует зал. И то, как зрители нас принимают и чувствуют, имеет большое значение. Когда мы привозили "Персону Мэрилин" в Петербург, публика оказалась даже более серьезной и теплой, чем в Европе. Это было неожиданно. Надеюсь, в Москве будет не хуже», – замечает актер Петр Скиба. 

Москва Люпу знает хорошо и готова принимать польского театрального философа в его постоянной изменчивости.

Все материалы о фестивале «Золотая маска»>>>