10.03.2011 | 10:02

Премьера спектакля "Дураки на периферии"

Пьесу «Дураки на периферии» Андрей Платонов написал в 1928-м. Между созданием текста и его публикацией – уже в новой России - прошло почти восемь десятилетий. Сегодня исследователи называют «Дураков»  «платоновской моделью мира». Перенести эту модель на свою сцену решился худрук Московского драматического театра имени Гоголя, Сергей Яшин. На премьере спектакля побывали «Новости культуры».

 


В Советском Союзе эту пьесу Платонова сразу же раскритиковали, автора обвинили в «отсутствии художественной правды», дескать, какие дураки, да еще на периферии, в провинции – в центре настоящей русской жизни. Платонов и писал не в жанре реализма, создавал свою фантасмагорию – бюрократическую, общественную.

Сергей Яшин, художественный руководитель Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя: «Вот, казалось бы, бытовая простенькая коллизия. Но Платонов видит за этим не просто частный случай, а он как бы поднимается над этой историей (хотя конкретность ситуации сохраняется), и вдруг возникает некий космос жизни».

Этот космос жизни автор пьесы передает совершенно особенным, только ему одному свойственным языком. Сами актеры признаются: словно учились говорить по-новому – по-платоновски.

Олег Гущин, заслуженный артист России: «Нужно очень подробно внутри этой ситуации, внутри этого текста так разобраться, чтоб он так у тебя лег, чтоб он был своим, потому что это не язык Чехова, это не язык советской драматургии совсем».

В центре – история многодетной семьи, которая больше не хочет иметь детей. Жить или умереть еще не родившемуся ребенку – решает труднопроизносимая комиссия – охрматмлад. Платонов превращает анекдотический случай в знак наступления новой эры – серых масс.

О культуре здесь рассуждают за игрой в карты. Двигаются, как роботы – строем. Много поют – конечно, хором. Один уже давно в поле не воин.

Ирина Выборнова, актриса: «Раньше же все пели: наш паровоз вперед летит, белая гвардия. То есть это вообще время песен. А как соединить людей в ячейки? Это, прежде всего, песней, хором. Отсюда и пошли все эти хоры – это общность людей».

Советские реалии переплелись с гоголевскими аллюзиями. Символично название города – Переучетск. А главный герой – Башмаков – не случайно носит однокоренную с героем «Шинели» фамилию. Только одет в скромный пиджак, - несомненно, серого цвета.

Сергей Яшин: «Мне кажется иногда, что Андрей Платонович воскрес и написал свою пьесу «Дураки на периферии» сегодня. Настолько она, не то что не утеряла своей актуальности и нужности, она только выросла».

Тема для русской литературы и театра традиционная – личность, общество и власть, требующая почти рабского подчинения. Кто победит в этой извечной коллизии, вопрос по-прежнему риторический.