15.09.2015 | 10:52

В Пушкинском музее открылась выставка "Караваджо и последователи"

Итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо прославили знаменитые светотени. Фигуры на его картинах, будто выступают из мрака, выхваченные яркими лучами света. Этот метод после смерти художника переняли многочисленные последователи. Теперь их полотна вместе с картинами самого Караваджо выставлены в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. В экспозиции – более 50 картин. Большая часть их – из Фонда Роберта Лонги - искусствоведа, который одним из первых открыл миру искусство Караваджо.

Коллекция Фонда Роберто Лонги публично не выставляется. Она хранится во Флоренции на вилле, принадлежавшей собирателю. Работать с ней по специальной заявке могут только искусствоведы. Выставки – большая редкость. Роберто Лонги – человек, который открыл Караваджо для современности.

«Можно сказать, Караваджо - равно Роберто Лонги. Он изучил все этапы его творчества, все его произведения. Его, безусловно, можно назвать первооткрывателем Караваджо. Потому что для того, чтобы его переоткрыть, нужна была сильная личность искусствоведа, чтобы разделить академическую традицию и новаторскую живопись Караваджо», - объясняет президент фонда Роберто Лонги Мина Грегори.

«Мальчик, укушенный ящерицей». В центре экспозиции – картина самого Караваджо – из собрания фонда Роберто Лонги. Ранее полотно, в котором уже проявлены два главных аспекта его творчества. Интерес к реальности, даже натурализм и внимание к действию, моменту. Эти два элемента станут энергией для многих явлений в искусстве после Караваджо.

Термин караваджизм довольно поздний, он появился в XIX веке. Сами художники себя так не называли. Но при этом ясно осознавали – кто является его последователем, а кто нет. Дело в том, что у Караваджо не были ни мастерской, ни прямых учеников в привычном смысле этого слова. Его последователи учились на его картинах. При этом внутри интернационального караваджистского движения было много направлений. Смотря на мастера, разные художники учились разным вещам.

Этот проект задуман как продолжение выставки Караваждо 2011-го года. Она имела невероятный успех и вызвала всплеск интереса к художнику.

«Мы поняли, что у нас есть возможность придать объем этим знаниям и сделать следующий шаг - сделать выставку последователей Караваджо, рассказать о том, как повлиял этот уникальный художник вообще на много поколений художников. Интернациональных, причем художников», - говорит директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Хусепе Рибера создал серию – «апостолы и Спаситель». Пять находятся в Фонде Лонги, одна – в Пушкинском музее. При этом на выставке две коллекции разделены, каждая представлена в своем пространстве. В экспозиции возникает внутренняя драматургия.

«Это неожиданные встречи произведений, находящихся в совершенно разных странах, разных концах мира. Они встречаются в рамках этой выставки впервые, и это уникальная возможность. Зритель должен использовать эту возможность сопоставления, сравнения», - убеждена куратор выставки Виктория Маркова.

Для Роберто Лонги Караваджо представлял связь с современностью. Исследователь видел в нем художника, который открыл новые пути для живописи будущего, в том числе для импрессионизма. На этой выставке можно попробовать проследить начало этого большого пути.

Новости культуры

Читайте также:

На "Худсовете". Искусствовед Виктория Маркова

В посольстве Италии в России продемонстрировали картину Караваджо

Картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей" покажут на выставке в Пушкинском музее