10.03.2011 | 11:21

"Персона. Мэрилин" Кристиана Люпы на московской сцене

Фестиваль «Золотая маска» - главное театральное событие весны, продолжает знакомить публику с польским театром. Сегодня по этой специальной программе была показана постановка признанного мэтра европейского, а не только польского театра, Кристиана Люпы. В спектакле «Персона. Мэрилин» он размышляет о ситуации пересечения личности героя с личностью актера. В качестве литературной основы Люпа использовал дневники знаменитой актрисы Мэрилин Монро и свой собственный текст. Роль Мэрилин исполняет актриса Сандра Коженяк. Рассказывают «Новости культуры».

Три неизвестных дня из жизни знаменитой актрисы – три последних ее дня – Люпа превратил в трехчасовое действо. В основе – реальные факты. Монро, например, мечтала сыграть Грушеньку в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Ее друг Генри Миллер даже планировал написать для нее сценарий. Но не факты, не верность биографии главное в спектакле Люпы. Попытка уловить запахи и звуки, раскрыть то, что ускользнуло от глаз миллионов, то, что и было главным. Глянцевая дива, персонаж светской хроники отчаянно пытается найти себя настоящую, отказаться от навязанного медийного образа. Пытается и не может. Публичность стала ее приговором, уничтожила живого человека.

Для режиссера Кристиана Люпы «Персона. Мэрилин» еще и освоение нового поля.

«Он никогда раньше не ставил спектакли, которые сам сочинял. Это сочинение коллективное, но, прежде всего, самого Кристиана Люпы, записанные им слова, смонтированные дневники Монро, - рассказывает театральный критик Алена Карась. – Раньше он все-таки ставил великую литературу – или драматургию. Сейчас он стал сочинять собственные спектакли».

Вот еще одна – из тысяч и тысяч – фотосессия Мэрилин. Усталая, пьяная женщина лежит на грязной подушке посреди стола. Фотограф ловит все новые ракурсы. На экране появляются снимки – красивой чувственной женщины. Закон глянца непреодолим. И не отменим.

Главную роль Люпа без раздумий отдал актрисе Сандре Коженяк. Никакого кастинга. Для Коженяк три часа полноценной жизни на сцене – крайне трудны. Спектакль играется не чаще раза в месяц – очень уж большая душевная и физическая затрата. На Московских гастролях «Персона. Мэрилин» - два вечера подряд. Чтобы настроится, нужно побыть наедине с собой – Сандра даже грим делает сама.
Ее обнаженное тело – лишь скромный намек на наготу души героини, уставшей от бесконечного одиночества в толпе.

«То, что мы делаем, даже игрой не назовешь. Это проживание, - говорит акртиса. – Это каждый раз открытие чего-то нового про Мэрилин, чего-то нового – про себя. Я сравниваю свои и ее страхи. И всякий раз преодолеваю что-то. Без этого – какой же смысл?»

Спектакль переменчив, как настроение самой Монро. Характерный для Люпы прием – оставлять внутри постановки люфты для актерской импровизации. Сколько спектаклей ни смотри, всякий раз будет что-то новое, исходящее от сегодняшнего настроения и состояния актеров. Они в свою очередь, напрямую зависят от температуры «зрительского зала» - от реакции публики.

«Люпа приучил нас очень чутко прислушиваться к тому, как реагирует зал. И то как зрители нас принимают и чувствуют, имеет большое значение. Когда мы привозили «Персону Мэрилин» в Петербург, публика оказалась даже более серьезной и теплой, чем в Европе. Это было неожиданно. Надеюсь, в Москве будет не хуже», - говорит актер Петр Скиба.

Москва Люпу знает хорошо. И готова принимать польского театрального философа в его постоянной изменчивости.