11.03.2011 | 10:52

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Георгия Юматова

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Георгия Юматова. Впервые он появился на киноэкране в 1947. В последний раз – в 1994. Между этими датами – колоссальная фильмография, невообразимая популярность и почти полное забвение. Участник Великой Отечественной, освободитель Вены, в кино Юматов также стал героем, кумиром миллионов. И жизнь прожил яркую, талантливую и трагическую. Рассказывают «Новости культуры».

 

В кино он не то, что ворвался, оказался – случайно, всего-то на несколько секунд появился в «Весне» Александрова, после чего перед ним словно все двери открылись.

Сам Герасимов взял в «Молодую гвардию», но от ВГИКа, говорят, отказал: учить Юматова нечему - самобытный, режиссеры, потом каждый по-своему будут разгадывать эту загадку – как, без какой-либо школы он мог так играть.

«Такие как Жора, таких единицы, знаете, я вот подумала, как старатели вымывают песок, где золото есть. Есть песок, есть золотой песок, а есть вдруг самородки, вдруг бах и самородок», - говорит народная артистка РСФСР Алина Покровская

Моряк, офицер, казак, сколько раз на экране он будет честь отдавать, сколько раз ему на экране же предстоит умереть.

Он и сам на войне мог погибнуть раз сто, юнга на военном катере – штурм Будапешта, освобождение Вены – знаменитая схватка за мост, у Юматова медаль Ушакова, под номером 6, уникальная, за личную отвагу и мужество. В фильме «Адмирал Ушаков», он, адмиральский воспитанник, не сыграет.

После роли Веньки Малышева в «Жестокости» к Юматову пришла всесоюзная слава, он много снимался. Семидесятые годы стали для него и вовсе золотыми. Геннадий Полока снял его в фильме «Один из нас», в роли, так не похожей ни на одну из всех.

В картину Юматова привел Высоцкий, его самого тогда не утвердили, он же научил его многим приемам.

«Он его учил танцевать, и эта пляска, виртуозная, которая есть в картине, это результат постоянной тренировки и работы с Высоцким, он его научил петь романсы, и Юматов пел романсы на его слова, с таким элементом цыганщины, что вообще тяжело», - вспоминает режиссер.

Ни про кого, кажется, не ходило столько легенд, не сочиняли столько историй. Как только звучало слово «мотор», от него на площадке словно искры летели, взрывной, несгибаемый, одержимый – его друзья сейчас уверяют, закаленный войной, он и не мог быть другим.

«Человек, который не умел разговаривать с начальством, дважды лишался звания народного артиста, потому что он не умел говорить вежливо, он говорил страстно и вот эта страсть во всем, я думаю, она с фронта, когда мальчишкой прошел то, что не дай Бог взрослому пройти», - рассказывает кинодраматург и режиссер Виктор Мережко.

Его самая звездная роль – в «Офицерах», за один только год фильм посмотрело больше 50 миллионов, Юматова узнавали, обожали, вместе с ним же хотели Родину защищать. А он сам, говорят, расстраивался – ну почему его помнят только как Алексея Трофимова, ведь у него ролей, и хороших было столько. И одна, не сыгранная, о которой будет жалеть роль товарища Сухова. В «Белое солнце пустыни» не попал все из-за своего же взрывного характера.

Читайте также: 

85 лет со дня рождения Георгия Юматова>>>