03.09.2015 | 19:50

В Центре Грабаря окончена реставрация пострадавших от пожара полотен

Через три года старейшее в стране реставрационное учреждение – Центр имени Грабаря – отметит столетний юбилей. И все эти годы там творят чудеса – возвращают к жизни произведения искусства.

В Центре реставрации имени Грабаря закончилась жаркая пора – после пожара 2010 года сотрудники отдела масляной живописи занимались почти исключительно спасением пострадавших картин. И вот работа, наконец, завершена. Все это время музеи со всей России стояли в очереди на реставрацию своих произведений.

«У нас, как правило, в запаснике где-то картин 30-40. Реставраторов у нас сейчас 15 человек, поэтому, понимаете, рук маловато», – призналась заведующая отделом реставрации масляной живописи Надежда Кошкина.

Сейчас среди прочих в Центре Грабаря на реставрации – картины Константина Юона и Константина Коровина из Козьмодемьянского художественного музея – «малой Третьяковки на Волге», как его еще называют. Полотна нуждаются в консервации, укреплении красочного слоя, удалении загрязнений. Эта профилактическая и рутинная, в общем-то, работа и обеспечивает произведениям долгую жизнь.

Но бывает, что одной профилактикой дело не обходится. Древняя китайская ваза попала в Центр Грабаря из музея «Зарайский Кремль»: «Вазы выполнены в традиционный китайской технике цинхуа, сверху сделан нетрадиционный для фарфора декор в виде необожженной росписи. И в связи с этим нарушением технологии, декор вазы очень сильно руинирован – мы можем видеть, в насколько плачевном она состоянии. Наша задача – укрепить все, что сейчас имеется, то есть декоративный план. После этого будет произведено восполнение», – рассказала художник-реставратор Дарья Дацюк.

Через руки реставраторов проходят и античные скульптуры, и произведения советского периода. Статуэтка командующего Первой конной маршала Семена Буденного. Она была изготовлена в 1951 году на Дулевском фарфоровом заводе.

«Технологически эта скульптура очень тяжелая. Ноги полые и за счет этого не выдерживают тяжести. Проблема всех таких скульптурных композиций на коне – они все бьются, ноги не выдерживают», – пояснила Дарья Дацюк.

Внутри статуэтки реставраторы обнаружили скомканную газету «Сталинский сокол» за 1952 год. Возможно, тогда статуэтка Буденного и пострадала первый раз, и газету кто-то поместил внутрь скульптуры во время починки. Маршала склеят и вернут в музей-усадьбу «Кусково».

Новости культуры