11.03.2011 | 19:35

Золотые горчичники для Самсона

Главный фонтан Петергофа скоро засияет новой позолотой. На восстановление знаменитого Самсона и других фигур этой скульптурной композиции уйдет почти килограмм чистейшего сусального золота. Реставраторы обещают практически идеальное качество покрытия. Для создания работ благоприятного температурного режима во время статуи перевезли в теплые мастерские. За шестьдесят с лишним лет это первая столь масштабная реставрация «Самсона». Рассказывают «Новости культуры».

Скульптуры большого каскада как будто выточены из искусственного мрамора. Их бронза скрыта под пятью слоями грунтовки и сурика. На глянцевую поверхность тонкие листки сусального золота ложатся практически идеально. Реставраторы знают, что через несколько лет вода неизбежно смоет верхнюю часть позолоты. Поэтому украшение Петергофа решили золотить в два слоя.

«Из-под первого слоя будет выходить второй слой золота. Поэтому скульптура прослужит, на наш взгляд, гораздо дольше в этих условиях, чем если бы положили один раз», – поясняет реставратор Антон Петровский.

Каждый слой позолоты покроют еще и двумя слоями особо прочного лака, ведь вода Петергофа, которая попадает в систему с Ропшинских высот, содержит взвешенные частицы. Они-то и работают, словно абразивный порошок. Химических элементов в воде тоже достаточно, так что защита необходима не столько самим фигурам, сколько их нежной золотой коже. Процедура золочения напоминает хирургическую операцию.

«Иногда бывают какие-то небольшие пропуски. Тогда добавляется еще один небольшой лист золота и таким же образом прижимается», – рассказывает главный специалист отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП Екатерина Крупникова.

Желая вернуть памятнику первоначальный вид, реставраторы сделали неожиданное открытие. Когда Самсона сняли с постамента, оказалось, что фигура не соответствует существующим описаниям.

«Раньше считалось, что высота Самсона – три метра, и весит он  пять тонн. А на самом деле оказалось, что его высота три с половиной метра, а вес – три с половиной тонны», – отмечает заместитель генерального директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Тамара Носович.

Объяснение может быть только одно – спешка, с которой воссоздавали комплекс после войны. В 1943-м году фигура Самсона исчезла. Что с ней стало, точно неизвестно. Поэтому в 1947 году сделали другую – по фотографиям. Скульптор Василий Симонов, похоже, поторопился и с описательной документацией, и с проработкой деталей скульптуры. Реставраторы заметили, что и другие воссозданные после войны фигуры – например, дельфины – стилистически имеют мало общего с подлинными скульптурами.

«По пластике они гораздо более сложные. Дельфины проще, они гладкие и компактные», – добавляет Екатерина Крупникова.

Наблюдения, которые сделали реставраторы, помогают понять, как меняются памятники, однако времени на детальное их изучение нет. Wентральный фонтан Большого каскада должны закончить реставрировать уже к середине апреля.