01.09.2015 | 11:15

Японский дирижёр Сэйдзи Одзава сегодня празднует 80-летие

Сэйдзи Одзава, японский дирижёр с мировым именем, сегодня празднует 80-летие. Приехав учиться в США, он не знал ни слова по-английски, но освоил мастерство западной школы и не потерял национальной самобытности. В его трактовках музыки заметны восточная отрешённость и покой. Одзава возглавлял симфонические оркестры Торонто, Сан-Франциско и Бостона, дирижировал в Венской опере. Он был первым японцем, получившим премию американского Кеннеди-Центра. Узнав о присуждении награды, маэстро сказал: «Представьте себе мою судьбу: я родился в хижине в Маньчжурии, жил в нищете в Японии во время войны. И вот теперь стою рядом с президентом Америки».

В юношестве Сэйдзи Одзава и не думал становиться дирижёром. Мечтал о карьере пианиста и поэтому поступил в Высшую музыкальную школу Токио на фортепианное отделение. Но однажды, играя в регби, сломал пальцы. Перевёлся на дирижёрский факультет. И не зря: сразу же после окончания школы Одзава удостоился первой премии на конкурсе молодых дирижёров. Затем учился у великих маэстро: Герберта фон Караяна в Германии, Леонарда Бернстайна в США. А уже в 1965-м он начал руководить Симфоническим оркестром Торонто. Фабио Мастранджело познакомился с Одзавой именно в этом городе. Его поразило, с каким вниманием относились музыканты к маэстро – следили за каждым его жестом.

«Он очень часто дирижировал наизусть, и это, конечно, вы понимаете, огромный труд, большая опасность. Естественно, мы все знаем партитуры наизусть, но решить, что ты будешь дирижировать во время концерта, дополнительная опасность!», –  говорит дирижёр Фабио Мастранджело.

Осенью 2002 года весь музыкальный мир поразило назначение Сэйдзи Одзавы на должность музыкального директора Венской государственной оперы. Японец, плохо знающий немецкий, к тому же, в основном играющий симфоническую музыку. Но Одзава с лихвой оправдал надежды. На протяжении восьми лет под его руководством были поставлены оперы Моцарта, Яначека, Чайковского. С русской музыкой у маэстро особенные отношения. Например, как-то в «Ла Скала» Одзава дирижировал «Пиковой дамой» Чайковского поочерёдно с Владимиром Федосеевым.

Владимир Федосеев, дирижёр, народный артист СССР: «Он часто спрашивал, не стеснялся задавать вопросы. Допустим, Богородица наша Богодетельница, когда хор поёт  – а вот скажите – темпы хорошие? Я говорю: немножко быстровато темп идёт».

Сэйдзи Одзава из тех, кто доводит всё до совершенства. Сказывается восточное воспитание. На улице, в машине, на отдыхе – он ни на минуту не расстается с партитурами. Постоянно изучает, репетирует про себя. Но на сцене становится незаметным. Его отличает скромная, лаконичная манера дирижирования.

Несмотря на то, что Сэйдзи Одзава человек мира, он никогда не забывает о своей Родине. Благодаря маэстро в Японии появился крупнейший фестиваль классической музыки, в котором каждый год участвуют музыканты со всего мира. 

Сэйдзи Одзава, дирижёр: «В Японии классическая музыка и оперное искусство пришли извне из Европы, я думал, что этот фестиваль сможет изменить отношение японцев к классической европейской музыке, и в будущем она сможет стать частью нашей культуры. Такова моя цель».

Сегодня из-за продолжительной болезни маэстро вот уже более четырёх лет не даёт концертов. Весь мир замер, ожидая, когда этот скромный японец вновь выйдет на сцену, возьмет в руки дирижёрскую палочку и с блеском исполнит свой уникальный репертуар.

Новости культуры