14.03.2011 | 09:55

"Спартак" из Мариинского театра не покорил балетную Москву

В вечном состязании между московским и питерским балетом принял участие "Спартак". Этот балет на музыку Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича идет в Большом театре уже 43-й год подряд и пользуется у балетоманов такой же популярностью, как одноименный клуб у футбольных фанатов. В минувшее воскресенье с московским "Спартаком" решился помериться силами его еще более старший "тезка" - балет "Спартак", созданный знаменитым хореографом Леонидом Якобсоном в Ленинграде аж в 1956 году. Возрожденный спектакль показал в столице Санкт-Петербургский Мариинский театр.

Якобсоновский "Спартак" - новый "продукт" Мариинки. Спектакль с более чем полувековой историей восстановлен здесь, как говорится, в первозданном виде. Его премьера состоялась совсем недавно - в июле прошлого года. В Москву же питерского "Спартака" привез Всероссийский театральный фестиваль "Золотая маска", традиционно организующий свой спецпроект "Премьеры Мариинского театра в Москве".

Буквально вся балетная Москва устремилась воскресным вечером в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, где единственный раз своего "Спартака" давала Мариинка. Лишнего билетика спрашивали далеко на подступах к театру. Понятно, что его вместительный зал к началу спектакля был заполнен до отказа. Всем хотелось увидеть шедевр, о котором ходили легенды.

В свое время якобсоновский "Спартак" прослыл самой авангардной и самой сексуальной постановкой советского балета - говорили, что картины римского "легкомыслия" были показаны в нем с невиданной доселе откровенностью.

Ажиотаж вокруг новой постановки в немалой степени подогрели свежие публикации в СМИ. По мнению критиков, посмотревших "реанимированный" спектакль на берегах Невы, он ошеломляет и сегодня. Роскошь декораций напоминает "грандиозную античную фреску", отмечали одни рецензенты. Другие приходили в восторг от бутафории - "чрезвычайно верной копии эрмитажных раритетов". "Количество артистов и статистов вообще учету не поддается", - восклицали третьи, предполагая, что Голливуд многое позаимствовал из этого балета: ведь знаменитый фильм "Спартак" с Кирком Дугласом вышел на экраны через четыре года после премьеры одноименного балета в Ленинграде, и Стэнли Кубрику, якобы, было где черпать вдохновение.

Действительно, минувшим воскресным вечером, в основном, все так и было. Великолепие декораций, ослепительность костюмов, гениальность музыки, ошеломляющая масштабность массовых сцен. Не было только танца, которого с нетерпением ждали зрители на протяжении всего почти четырехчасового действа. Статичным выглядел главный герой, хотя в этой роли выступил звезда 1990-х годов Игорь Зеленский. Больше сидел, чем ходил по сцене сокрушитель Спартака - воинственный Красс. Впрочем, этому образу вполне соответствовал его исполнитель - заслуженный артист РФ Владимир Пономарев, разменявший уже седьмой десяток. Что касается женских партий, то и тут с танцем было не густо: совсем немного танцевала жертвенная Фригия (заслуженная артистка РФ Виктория Терешкина), чуть больше повезло с танцем коварной обольстительной Эгине, в образе которой предстала восходящая звезда Мариинки Екатерина Кондаурова.

Но публике, похоже, этого оказалось недостаточно. Сложилось впечатление, что далеко не всем известно, что, когда Якобсон ставил этот спектакль, он был абсолютно убежден, что балет из жизни Древнего Рима должен строиться не на основе классического танца, а по собственной внутренней логике, подсказанной историческим сюжетом. И сделал революционный по тем временам шаг: отказался от пуантов и от танца на пальцах, а за основу пластики взял античную вазопись и скульптуру, которую во всем блеске и донес до современного зрителя якобсоновский "Спартак".

Правда, после просмотра закралось некое сомнение, нужно ли было возрождать этот раритет, не лучше ли было сохранить его в ранге легенды.

Остается добавить, что в конкурсе "Золотой маски" этот спектакль не участвует и был показан в Москве исключительно для того, чтобы познакомить с ним столичную публику. 

Все материалы о фестивале "Золотая маска" 2011>>>