14.03.2011 | 12:38

Ольга Яковлева: актерская энергия, которая чревата взрывом

«Судьба моя протекала в рабочем порядке – от премьеры к премьере». Так говорит о себе народная артистка России Ольга Яковлева. Сегодня легендарная актриса театра Анатолия Эфроса отмечает юбилей. Поздравления Ольге Яковлевой направил президент России Дмитрий Медведев. Однако актриса сознательно отказалась от торжеств. Чествовать ее будут в Международный день театра. 27 марта Ольга Яковлева выйдет на сцену МХТ имени Чехова в роли Бабушки в спектакле «Обрыв». Эта работа номинирована на «Золотую маску». Рассказывают «Новости культуры».

 

В 1970-х Анатолий Эфрос не выпустил без Ольги Яковлевой ни одного телефильма. Она часто вспоминает, как после Щукинского училища год проработала в Театре Ленинского комсомола скучая. Уже думала уходить, но тут пришел режиссер Эфрос, а с ним и совершенно иное представление о театре.

«Это было вроде религии, в которой был свет, чистота, ясность, азбучность, и было очень интересно», – вспоминает актриса.

«Практически сразу Анатолий Васильевич увидел в ней все. Глубину, обаяние, индивидуальность, что это за личность – сложная, противоречивая, но такая цельная, направленная в профессию, в глубину. Они совпали в этом», – рассказывает актер Леонид Каневский.

Начиная со спектакля «104 страницы про любовь», Ольга Яковлева играла всех героинь эфросовских постановок: Ирина, а затем Маша в «Трех сестрах», Нина Заречная в «Чайке», Джульетта и Дездемона, Наталья Петровна в тургеневском «Месяце в деревне» и Арманда Бежар в фильме-спектакле Эфроса по «Кабале святош».  В другом спектакле по той же пьесе (уже в 2001 году в Московском художественном театре) Ольга Яковлева играла мать Арманды, Мадлен. Позади остался путь от лирической героини к героине трагической. Мадлен в «Мольере», Софья в «Последних», Бабушка в «Обрыве» – в этих ролях режиссер Адольф Шапиро предложил Ольге Яковлевой стать другой.

«Ольга Яковлева – думаешь и сразу вспоминаешь движение, ртуть. Тремоло все время существовало в ее игре», – говорит режиссер.

В последних ролях Ольги Яковлевой внешний рисунок строг. «Когда она выходит, садится в кресло, делает скупой переход мизансценический, все равно такая энергия в ней существует, которая чревата взрывом», – отмечает Адольф Шапиро.

Ольга Яковлева сумела остаться на сцене и после ухода своего главного режиссера. Рискует работать иначе, пробовать новое. Но отношение ее к профессии неизменно. Она знает, что психика актера – тонкий инструмент, требующий настройки.

«В день спектакля я никуда не выхожу, никаких дел нет. Я вам так скажу, примитивно, надо готовить в чистоте душу и тело. Так, чтобы это было ничем не замутнено до спектакля», – заверяет она.

Человек строгий и требовательный, Ольга Яковлева до сих пор сохраняет в театре особый дух верного и страстного, несуетного служения.

«Чаплин сказал: "Талант – высшая форма добросовестного отношения к делу". Это не покидает Ольгу, оттого и трудно, и радостно, и мучительно с ней работать», – добавляет Адольф Шапиро.

Читайте также:
Медведев поздравил Ольгу Яковлеву с юбилеем

Юбилей Ольги Яковлевой