14.03.2011 | 12:54

На Киевском вокзале звучала "Железнодорожная опера"

И вновь о «Золотой маске». «Польский театр в Москве» – герой специальной программы нынешнего сезона фестиваля –продолжает удивлять столичную публику постановками, многие из которых претендуют на звание «эстетического манифеста». Такова, в известной степени, и «Железнодорожная опера». Идея этого экспериментального проекта принадлежит польской арт-группе «Коммуна Варшава». Ее участники написали музыку, а хореографическое решение предложил российский Liquid Theatre, один из немногих отечественных коллективов, работающих в жанре «сайт-специфик». «Железнодорожная опера» создавалась и была представлена на вокзале. Рассказывают «Новости культуры».

Очереди на Киевском вокзале выстроились не в билетные кассы, а за наушниками. Услышать «Железнодорожную оперу» в полном объеме можно только с их помощью. Количество мест в холле Киевского вокзала, конечно, не ограничено, а вот наушников всего 120. Выдавали их бесплатно, но лишь тем, кто заранее записался на спектакль. Лимит слушателей был исчерпан еще за три дня до начала.

На экране можно увидеть нотный стан. Под каждой нотой – город России. Музыка – словно сигналы из космоса. Оказалось, ее звучание целиком и полностью зависит от места действия.

«Наша партитура – это математически преобразованное в ноты расписание поездов всех московских вокзалов. Для каждого из вокзалов мы выбрали отдельный инструмент. Поэтому музыка в той версии, которую вы слышите сегодня, специально создана для Москвы. В другом городе мелодия будет звучат совсем по-другому», – говорит автор идеи, режиссер арт-группы Komuna//Warszawa Гжегож Лящук.

То ли перфоманс, то ли флэшмоб. Здесь нет сюжета. Нет главного героя. Выйти на сцену в этом спектакле может каждый. Достаточно лишь войти в здание Киевского вокзала – и ты уже полноправный участник действа. Где игра, а где настоящая вокзальная жизнь, понять практически невозможно.

В наушниках слышны никак не связанные между собой разговоры обычных посетителей вокзала. Их специально записывали в течение дня. То девушка обсуждает чьи-то модные сапожки, то молодая пара сетует, что в России все не как в Европе. Где, как не на вокзале, менталитет не скроешь.

«Это, прежде всего, осмысление, что такое дорога, что такое вокзал в нашей жизни», – поясняет режиссер и актер «Liquid theatre» Алексей Жеребцов.

Игра актеров здесь нередко зависит от обстоятельств. Маленький мальчик решил поиграть – и движения в танце меняются. Весь этот спектакль на вокзале как модель существования, постоянное ожидание то перемен, то счастья. По крайней мере, поезда посетители в этот раз дождались.

Все материалы о о фестивале «Золотая маска»>>>