28.08.2015 | 14:01

К 80-летию Валентина Гафта

2 сентября юбилей отмечает народный артист России, актер театра и кино Валентин Гафт. К этой дате телеканал «Россия К» подготовил специальную программу.

Валентина Гафта по праву можно назвать легендой отечественного театра и кино. «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж», «Убийство на улице Данте», «Воры в законе», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Небеса обетованные», «Мастер и Маргарита» – это далеко не полный список любимых зрителями фильмов с участием актера. Он создал огромное количество ярких и интересных образов в театре «Современник». Коллеги не случайно называют Валентина Гафта непредсказуемым, парадоксальным, великолепным. Творческая манера актера отличается удивительной свободой, остротой и тонким психологизмом. Кроме того, Гафт – поэт, блестящий мемуарист и создатель остроумных эпиграмм.

Программа «Театральная летопись», которая будет показана на нашем телеканале 31 августа - 3 сентября в 21:10, – это четыре встречи с тонким, эмоциональным и мудрым рассказчиком Валентином Гафтом. Он дарит зрителям возможность окунуться в удивительную атмосферу театра, тайны актерской профессии и вместе поразмышлять о жизни и судьбе. «Когда артист говорит, что он перевоплотился, сыграл другого человека, то я с этим не согласен. Считаю, что перевоплотиться нельзя! Это всегда ты, только в других обстоятельствах. И всегда играть надо самого себя», – так неожиданно начинает Гафт свой монолог.

Затем рассказывает о детстве, проведенном в Москве, о первых театральных уроках у Сергея Столярова и Ираклия Андроникова, благодаря которым он оказался в профессии, об учебе в Школе-студии МХАТ, о замечательных педагогах Олеге Ефремове, Василии Топоркове, Дмитрии Журавлеве и знаменитых сокурсниках Игоре Кваше, Михаиле Козакове, Олеге Табакове.

«Самым первым учителем я считаю Олега Николаевича Ефремова, который пришел к нам на первый курс простым педагогом. Я был расстроен как никогда! Потому что я пришел во МХАТ, где актеры фактурные, с необыкновенными голосами ходят по коридорам в замечательных костюмах и белоснежных рубашках с бабочками. Вот это для меня артист! И вдруг пришел очередной вожатый из пионерского лагеря и стал делать с нами какие-то совершенно примитивные этюдики… Но это было самое трудное и самое важное, именно то, с чего надо было начинать! Накопилось очень много штампов, которых мы не замечали, а Олег Николаевич соскребал их с нас с самого начала и учил быть самим собой».

В программе Валентин Гафт вспоминает о работе с выдающимися мастерами. Героями его историй стали коллеги по сцене и кино, с которыми свела судьба: Евгений Евстигнеев, Олег Даль, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Инна Чурикова, Максим Суханов, Игорь Кваша; а также знаменитые режиссеры, в чьих постановках Гафт принимал участие: Юрий Завадский, Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Эльдар Рязанов, Галина Волчек, а также Константин Симонов, драматурги Эдвард Радзинский и Григорий Горин.

Более сорока лет актер хранит верность театру «Современник», куда его пригласил в 1969 году Олег Ефремов. «Театр "Современник" – это, конечно, мой дом, где рядом со мной трудятся абсолютно родные люди, где сыграны десятки ролей, – говорит Валентин Гафт. – Хорошо или плохо, но этот театр сделал меня тем, кем я являюсь, – человеком и артистом. И все равно для меня лучшими, дорогими и самыми неповторимыми останутся те спектакли, которые я видел, когда учился в школе-студии МХАТ. Эти спектакли до сих пор хранятся в моей памяти и являются образцом того, к чему, как мне кажется, надо стремиться».

Валентин Гафт размышляет об актерской профессии в целом и театре в частности, режиссуре, их взаимодействии и предназначении: «Что касается профессии, которой мы занимаемся, главное – это разобраться, кто ты сам, что из себя представляешь, что лично тебя волнует, как живет твой народ, что происходит в стране. Для артиста очень важна духовная жизнь. Я имею ввиду высшие сферы – религию и как ты к этому относишься, веришь ли ты во что-то, сочувствуешь ли боли других людей. Большие артисты иногда врожденно наделены такими качествами, а иногда это благоприобретенное, но без этого сегодня нельзя быть артистом. Часто говорят, что нужно слушаться режиссера. Но режиссура сейчас странная, много условных или формальных режиссеров, которые говорят совсем не об этом. А это единственное, что может взволновать, единственное, что может изменить жизнь, что потянет в театр, как в церковь».

Мудрец и философ Валентин Гафт размышляет о нашем непростом времени, судьбе театра и самое главное – не теряет веру в будущее профессии и своего места в ней: «Времена действительно очень меняются, и мы не успеваем за очень многими вещами, которые нам диктует новая жизнь. Попкультура заняла слишком большое место, и удивляешься, над чем люди смеются?! Настоящее искусство не поспевает оценивать и анализировать все, что происходит. Нужно время, чтобы это все пережить и написать такие пьесы, как например "Пять вечеров" Александра Володина. Мне кажется, что гении, которые это все осознают и передадут другим, обязательно появятся. Судьбу нельзя клясть. Она зависит от тебя самого. Я пропустил много времени, упустил много возможностей. Наверстать это невозможно. Все время жалеть о том, что что-то было не так, тоже нельзя. Вознаградит судьба, если ты будешь верить. Энергия нужна, нужен режиссер, нужен драматургический материал. И тогда о том, чем ты наполнен, о чем ты думаешь, можно будет поговорить со сцены. Мне кажется, я к этому стремлюсь…»

Включены фрагменты фильмов с участием актера. Использованы материалы из архивов Театра имени Моссовета и «Современника», Гостелерадиофонда.

31 августа, 1 и 3 сентября в 21:35 смотрите спектакли театра «Современник» с участием Валентина Гафта «Заяц. Love Story» и «Трудные люди» в постановке Галины Волчек, фильм-спектакль «Мне снился сон...» в постановке Романа Виктюка.

2 сентября в 21:35 – творческий вечер Валентина Гафта «Хрустальный бал "Хрустальной Турандот"». В исполнении артиста звучат лирические стихи и эпиграммы. Участвуют: Александр Ширвиндт, Елена Камбурова, А. Моисеенко и другие. Ведущая Ольга Прокофьева.

Пресс-служба телеканала «Россия К»