14.03.2011 | 14:05

Спектакль "Ханана" - на фестивале "Золотая маска"

Как выживать в условиях, абсолютно непригодных для жизни, – это главный вопрос, которым задаются авторы спектакля «Ханана». С этой постановкой Лиепайский театр из Латвии был приглашен в Москву на фестиваль «Золотая маска», в программу «Новая пьеса». Пьеса самарского драматурга Германа Грекова действительно новая, современная. И, несмотря на вполне реальные подробности жизни одного абсолютно несчастливого семейства, автор выводит эту историю за узкие бытовые рамки. Рассказывают «Новости культуры».

Автор мистического местечка «Ханана», Герман Греков, затерялся среди зрителей. Бывший актер набил руку на современной драматургии. Восемь пьес написал и сам одну поставил в Саратовском драматическом. Героев Хананы даже придумывать не пришлось, многих знает лично. «Сам я из деревни, там через дом такие семьи живут», - уверяет автор пьесы Герман Греков.

Это сейчас директор труппы Хербертс Лаукштейнс считает «Ханану» ведущим спектаклем. А когда впервые прочитал пьесу, испугался. На такое зритель не пойдет – жизнь тяжелая штука, а здесь еще и на сцене - такое депрессивное действо. Потом долго убеждал художественный совет – рискнули, поставили и не прогадали.

«Эта жизнь может быть в любой латышской деревушке, в российской деревушке, и даже мы когда передвигаемся по Латвии, депрессивное место мы называем "Ханаана"», - рассказывает директор Лиепайского театра (Латвия) Хербертс Лаукштейнс.

Пьесу с русского перевели на латышский. Теперь артисты волнуются за сложности перевода. Здесь все на смысловых нюансах. Ханаана - это и забытая богом деревня, и несчастная семья. Беспросветная жизнь, когда некуда бежать, когда любить невмоготу. Где много униженных и оскорбленных. Артисты говорят - где попросту хана.

«Драматургия - русская, новая, играем мы в Латвии, и он латвиизирован. Часть говорит – не может быть. Другая говорит - мы такие», - объясняет актер Лиепайского театра Леонс Лещчинскис.

В этом быту, таком понятном и узнаваемом, проходит жизнь. Угасает рано постаревшая мать, сын-интеллектуал спивается, а потом уходит в религию. С человеком происходят необратимые процессы.

«Автор был, рассказывал про героя, когда не продали книгу, разбили окна и посадили на сутки в милицию», - говорит актер Лиепайского театра Эгонс Домбровскис.

В пьесе главные герои умирают. В спектакле - открытый финал, чтобы хоть какая-то надежда оставалась.

«Режиссер оставил открытый финал, безнадежный. Когда Греков был в гостях, в том месте, где закончили спектакль, он говорил: "Здесь должен кончиться спектакль"», - отмечает актриса Лиепайского театра Инесе Кучинска.

Артистам эта работа далась большим трудом. От зрителя она требует такой же отдачи, такого же напряжения. Только так можно понять и почувствовать – все это правда, и все это про нас.

Все материалы о фестивале "Золотая маска" 2011>>>