28.08.2015 | 11:23

Художник-реставратор Адольф Овчинников раскрывает секреты мастерства

Исследователь древнерусской живописи Адольф Овчинников за десятилетия работы в Центре Грабаря собрал богатейшую коллекцию копий-реконструкций икон и фресок. Реставрационная копия – не простое подражание. Копируя древние доски, Овчинников пытается понять, как они создавались, каков был замысел автора. Основоположник качественно нового направления в изучении памятников древнего искусства, он овладел материалом, который представляет исключительную художественную и историческую ценность.

Адольф Николаевич Овчинников занимается реставрацией древнерусской живописи без малого 60 лет. Методика, которую он использует, настолько проста, что кажется, он что-то не договаривает и скрывает какой-то секрет. Но секрета никакого нет. А результат, между тем, ошеломляет и впечатляет коллег и специалистов. Перед тем, как приступить к реставрации, Овчинников копирует икону на прозрачную пленку. Любой древний образ, рассказывает реставратор, за столетия неоднократно переписывается, в итоге от авторского замысла порой остается ничтожно мало. Непонятно, что здесь от Рублева, а что от реставраторов и поновителей. И тогда на помощь приходит метод копирования Овчинникова. Он позволяет просто-таки перенестись на сотни лет назад и как будто подглядеть, как великие иконописцы создавали свои шедевры.

СНХ, Адольф Овчинников – художник-реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР
"Сначала я делаю сохранные места, чтобы войти в его интонацию. А потом уже… Когда мост проломан, машина, если на большой скорости, может перескочить, а на малой она туда и рухнет. Так и здесь: вы, когда уже сохранные элементы копируете, вы постепенно входите в суть этой вещи. Тогда вы можете соединить оборванную линию", - рассказывает  художник-реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР Адольф Овчинников.

Черные картинки – тоже часть методики Овчинникова. Это иконы Благовещенского собора Московского Кремля. Черный фон нужен для того, чтобы показать места высветления, или, как говорят иконописцы, пробелов. В иконописи все цвета накладываются последовательно, друг за другом, от более темных к более светлым. От тьмы к свету – это не только технология, но и богословие иконы. В 1980 году, когда реставрировался Благовещенский собор, Овчинников получил уникальную возможность снять кальки с икон Феофана Грека и Андрея Рублева.

"Я просто договорился с начальством кремлевским, брал любую на этот момент свободную икону, лавсан на нее натягивал и все, что вижу, кроме всяких гвоздиков, это фотография сделает лучше. А мне нужно было докопаться до авторского понятия", - вспоминает Адольф Овчинников. 

Сделав сотни, если не тысячи копий, Овчинников настолько сжился с иконами древнерусских мастеров, что кажется, сейчас возьмет и сам напишет еще одну "Троицу". Между тем реставратор утверждает, что и сегодня, после 60 лет практики готов учиться у своих учеников. Впрочем, их у него и нет. Говорит, пробовали, но бросали. Никто не выдерживал такого скрупулезного подхода к реставрации древнерусской живописи. Большинство интересуется старыми досками, Овчинников, прежде всего, идеями, которые владели русскими иконописцами.

Новости культуры