15.03.2011 | 12:25

"Вавилон" в польской программе "Золотой Маски"

«Польский театр в Москве» представляет «Вавилон». Из всех постановок уже показанных в столице в рамках польского проекта «Золотой маски» - этот спектакль Майи Клечевской – единственный не с варшавской сцены, а из небольшого городка Быдгощ. В основе постановки – пьеса Эльфриды Елинек, автора знаменитого провокационного романа «Пианистка», по которому был снят не менее скандальный фильм. В «Вавилоне» продолжается выбранная писателем тема - материнства, насилия, смерти, порабощения. И как отмечают критики - это один из самых жестких и неоднозначных спектаклей польского театра в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

 

Режиссер Майя Клечевская для Польши уже фигура знаковая. Ставила шекспировские «Сон в летнюю ночь», «Макбета», «Платонова» по Чехову. Ее не раз упрекали в том, что в этих постановках нет ни одного счастливого персонажа. Она и на московской сцене рассказывает не о баловнях судьбы.

70 страниц текста Нобелевского лауреата Эльфриды Елинек преобразовали в трехчасовое действо без антракта. Часть монологов переложили в песни, что-то – стало танцем. Половина спектакля построена на актерской импровизации.

«Текст Елинек невероятно сложный, - рассказывает Майя Клечевская. – В нем столько уровней, столько смыслов. Один из мотивов – это пытки иракских заключенных в тюрьме Абу-Грейб. Мы долго думали, как поставить это на сцене. В итоге, сделали танец».

Странный танец – под аккомпанемент только лишь учащенного дыхания. Заученные движения, натянутые улыбки. Получилась еще и модель современной жизни. В ней нужно учиться стоять на коленях, сносить насилие тех, кто почему-то оказался сильнее. И гендерных отличий почти не осталось. Зрелище тяжелое. Авторы спектакля не боятся вызывать у зрителя реакцию отторжения. Клечевская и для своих актеров не создает тепличных условий. Игра на грани и в постоянном эксперименте.

«Все эти сложности рождает сам текст Елинек, - говорит автор инсценировки Лукаш Хотковский. - У нее очень сложные отношения с Австрией и Богом. Она постоянно спорит. Ее сюжеты, мне кажется, и выходят из австрийского консерватизма и традиционного восприятия бога».

В Польше сейчас настоящий культ Эльфриды Елинек. Устраиваются целые фестивали ее спектаклей. Сами поляки признаются: тексты Елинек – это настоящий театральный урок, пока не освоенный Россией. На наших подмостках «Вавилон» первый спектакль по неоднозначному произведению Нобелевского лауреата 2004 года.

Все материалы о фестивале «Золотая маска»>>>