15.03.2011 | 12:33

В Третьяковке - выставка работ Александра Лабаса

Александр Лабас, художник, отразивший скорости двадцатого века в романтичном и человечном ключе. Выставка его работ открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу. Яркий представитель русского авангарда 20-х-30-х годов, член группы ОСТ (Общество художников станковистов). Одна из жертв советской кампании против формализма. К зрителю он вернулся только в 1966-м году. В 76-м прошла персональная выставка на Кузнецком мосту – первая и последняя при жизни мастера. Выставка в Третьяковской галерее имеет особый вес: это, если можно так выразиться, официальный апгрейд советского живописного канона, взгляд на замечательного живописца двадцатого века с точки зрения века двадцать первого. Рассказывают «Новости культуры».

 

«Все бегут, летят и скачут» - строчка из стихотворения Хармса -точно про мир Александра Лабаса. Действие, движение, скорость - даже в названиях его картин. «Едут, плывут, отдыхают, лежат, загорают, много названий глагольных», - говорит художник Ольга Бескина-Лабас.

Культ скорости, такой типичный для авангардистов двадцатого века, у Лабаса имеет какой-то возвышенный, нежный характер.

«У футуристов - они детально пытаются изобразить, детализируется момент механический… Центром картины становится состояние человека», - объясняет куратор Любовь Пчелкина.

«Александр Лабас - художник поколения Дейнеки, вузы нового типа по-разному усвоили уроки авангарда. Если Дейнека шел по такой жесткости, конструктивности в своей работе, то Лабас более лиричен, мягок», - считает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

«Лабас узнаваем почти всегда своим замечательным романтизмом и этой прекрасной прозрачной техникой, владение акварелью великолепное», - рассказывает заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

А, кроме того, эксперимент, ракурсы, точно на фотографиях Родченко, распилы поездов и дирижаблей, чтобы заглянуть внутрь. Но и для тех, кто узнает эту кисть, выставка в Третьяковской галерее готовит сюрпризы.

Неожиданный - монументальный Александр Лабас - «Электрическая Венера» из стекла и металла. Так понимал красоту и любовь художник 30-х годов XX века. Эта скульптура была создана для павильона электрификации и механизации Сельскохозяйственной выставки в Минске, утрачена и специально воспроизведена для выставки в Третьяковской галерее.

Еще одна реконструкция к выставке - занавес спектакля про дирижаблестроение. Малоизвестный театральный Лабас - из коллекции Бахрушинского музея; совсем неизвестный - книжный график - из семейного собрания. Племянница художника - Ольга Бескина-Лабас - большую часть сознательной жизни следит за его наследием.

«Я к этой выставке шла три десятилетия. Гглавной мечтой была выставка в Третьяковской галерее», - признается художник Ольга Бескина-Лабас.

Выставка вышла объемная: куратор Любовь Пчелкина подобрала кинохронику и модели транспорта из Политехнического музея, работы выстроила не в хронологическом порядке, а в концептуальном: движение, революция, война и наполненные трогательными подробностями города будущего.

«Вот это аэропоезд. 35-й год - это открытие метро, но вагонов такой формы еще не было, они позже появятся только в Японии», - показывает куратор Любовь Пчелкина.

Из наступившего будущего в футуристической живописи Александра Лабаса можно увидеть то, чего сегодня так не хватает, - воздух и радость жизни на скорости и в высоте.