24.08.2015 | 10:26

Юрий Клепиков празднует юбилей

Сценарист Юрий Клепиков отмечает сегодня 80-летие. Кино для Юрия Николаевича стало подлинной страстью. Он сам выбирал себе режиссеров. А те, принимая врученные им тексты, снимали по ним великолепные фильмы, смотреть которые с восторгом принималось не одно поколение. Работы Клепикова отличает литературное богатство и кинематографический лаконизм, а сам он из тех последних могикан, которые создавали сценарии как произведения искусства.

То ли всплыло в памяти, то ли видел во сне - маленький мальчик, заблудившийся во ржи. Первый большой сценарий Юрия Клепикова был соткан из едва уловимого образа. Начинающий сценарист хотел, чтобы "Асю Клячину" снимал именно Андрон Кончаловский. Режиссер был занят, нужно было ждать, и Клепиков ждал. Его фильмы не терпят суеты.

Глеб Панфилов и Юрий Клепиков познакомились на Высших режиссерский курсах. Была всего одна встреча, но ее хватило, чтобы возникла дружба. Позже Клепиков помог Панфилову с первой большой картиной – "В огне брода нет". Убеждал, хлопотал, боролся, верил. 

Вторая работа - "Начало". Это фильм в фильме. По сценарию нужен был режиссер, который снимает фильм про Жанну д'Арк. Человек глубокий, сильный, не богемный, сосредоточенный. Сыграть такого героя нельзя, нужно быть им, считал Панфилов.

"В процессе нашего знакомства, наших перипетий видел коллегу, видел режиссера, - рассказывает Глеб Панфилов. - Человека, который все это знает, очень проницательный человек, мужчина. Это я в нем разглядел в разных ситуациях. Поэтому когда я приступил ко второй картине, где фильм в фильме, где одна из главных ролей - роль режиссера-постановщика, я понял, кто будет".

"Мама вышла замуж", "Пацаны" - эти фильмы по сценариям Клепикова должен был снимать Сергей Соловьев. Не сложилось. Но даже без совместных работ оба художника ощущают друг друга сподвижниками.

"Я сейчас читаю так называемые американские сценарии, правильно написанные. Это не сценарии. Это унылые бухгалтерские документы - с указанием погоды, реквизита и всего прочего. Сценарии Клепикова написаны великим поэтом. Он и есть великий поэт", - говорит Сергей Соловьев. 

Критики и зрители единодушны в том, что никто в нашем кино не написал о подростках так пронзительно, тонко и правдиво, как Юрий Клепиков.

"Фильм "Не болит голова у дятла"... В Петербурге на островах я увидел дом, веранда которого была пронзена колоссальной сосной, - рассказывает Юрий Клепиков, - и дом этот смотрелся, как скворечник. В нем жили люди между тем. И я подумал, интересно было бы его населить. И пришел какой-то мальчик, какой-то барабанщик. Возникают какие-то образы, в моем случае, всегда вынесенные из жизни. Это очень важно. Я не смогу это сколько-нибудь внятно объяснить, потому что для меня самого это все достаточно таинственно".

Его работы – это золотой фонд нашего кино. Его сценарии – это большая литература. Его внутренняя интонация – философская лирика.

Новости культуры