19.08.2015 | 10:49

"Боевые киносборники" возвращаются к зрителю

Возвращение к зрителю "Боевых киносборников" - один из самых интересных проектов Госфильмофонда и историка кино Евгения Марголита к 70-летию Победы. В приближение знаменательного дня эти маленькие фильмы тоже внесли свою лепту. Идея нового формата - сборников короткого метра - родилась сразу на двух студиях – на "Мосфильме" и "Ленфильме". Первая новелла "Чапаев с нами!" вышла уже через месяц после начала войны. С ноября 1941 года киносборники снимали в Алма-Ате, куда эвакуировались крупнейшие студии. Героями зачастую становились персонажи, уже завоевавшие успех у публики.

2 августа 1941 года на советские экраны выходит короткометражный фильм "Встреча с Максимом". Его главный герой - популярный персонаж 30-х годов - обращается к зрителям, убеждая их в необходимости отправиться на фронт. Этот формат кино, так называемый "конферанс", стал одним из самых действенных агитационных приемов. В первые дни войны в Госкино принимают срочное решение – в рекордные сроки снимать короткометражки на оборонные темы.

"Мосфильм", "Ленфильм", "Союздетфильм" - короткий метр снимали на всех киностудиях страны. Через две недели после начала войны уже было запущено в производство около полутора десятков картин разных жанров – от киноплакатов до новелл. Это превратилось в целый проект "Боевые киносборники", в котором приняли участие самые знаменитые режиссеры: Ромм, Козинцев, Трауберг, Кулешов. Даже Эйзенштейн оторвался от работы над "госзаказом №1" - фильмом "Иван Грозный". Сегодня о точном количестве короткометражек тех лет не знают даже историки кино. На данный момент доподлинно известно, что вышли на экраны 12 сборников. Остались лежать на полке еще 6.

"Эвакуировались из Москвы в Среднюю Азию, Алма-Ату, Ташкент, многое утрачено было, - рассказывает киновед и кинокритик Евгений Марголит. - Актеры были в разных местах, их нельзя было собрать вместе. Где-то фонограмму забыли, бывало и такое". 

Авангардная комедия "Швейк готовится к бою", лирические "Лесные братья" и "Юные партизаны" - узнать о существовании этих фильмов в советское время было практически невозможно. Картины, не вышедшие на экран, запрещалось указывать в каталогах Госфильмофонда, а карточки с их исходными данными хранились в отдельных помещениях. Более 20 лет Госфильмонд совместно с Евгением Марголитом изучают этот вопрос. Ведь до сих пор нет ни одного фундаментального труда, посвященного "Боевым киносборникам".
 
"Точно так же, как филологи комментируют, издают научные издания, выпускают Пушкина, Толстого, Лермонтова, Гоголя. То же самое с киноведами. Нужно так же издавать классику отечественного кино с комментариями, со выступлениями. Потому что неподготовленному зрителю не очень понятно. Вот и наша задача – Госфильмофонда – выпускать такие издания-DVD", - говорит киновед, историк кино, старший куратор международных научных проектов Госфильмофонда России Петр Багров. 

Такие DVD появятся на прилавках магазинов уже в сентябре этого года и не только в России. Проектом заинтересовались киноведы всего мира. Авторам удалось найти еще порядка 15 киноновелл, уже законченных, но так и не увидевших экран. Обрели новую жизнь не только запылившиеся кинопленки, в аннотациях к сборникам восстановлены имена всех участников этого уникального художественного эксперимента военных лет. Ведь для многих режиссеров, сценаристов и актеров это стало последней работой.

Новости культуры