16.03.2011 | 14:06

В Петербурге состоялась одна из самых ожидаемых премьер сезона

15 марта в Петербурге состоялась одна из самых ожидаемых премьер сезона: вечер одноактных балетов, которые поставил для российских танцовщиков знаменитый испанский хореограф. Начо Дуато, который возглавил труппу 1 января, перенес на сцену Михайловского театра свои уже ставшие классическими шедевры «Без слов» и «Дуэнде», а третий балет на музыку Арво Пярта поставил специально для своих новых подопечных. Маэстро утверждает, что нет разницы между классическим и современным танцовщиком, есть разница между хорошим и плохим танцовщиком. Рассказывают «Новости культуры».

 

Об этой премьере в Михайловском говорили много и давно. Ее ждали не только артисты. В этот вечер все билеты на балеты Начо Дуато проданы. Интерес подогревается еще и тем, что классическая труппа стартует в новом современном танце.

Две постановки из прошлого Дуато. Они в крепком статусе – классического современного наследия. «Дуэнде» Дебюсси и «Без слов» на песенный цикл Шуберта танцевали и Америка, и Европа. С этого балета здесь стартует экс-премьер Мариинки Леонид Сарафанов. Ради такой работы с Дуато он оставил главную петербуржскую сцену и заново учился не только танцевать, стоять - забыл о выворотных позициях.

«Вначале были тяжелые дуэты.Мы били друг друга коленями. Пообтерлись, шишки набили, пообтерлись, проблем нет», - говорит солист Михайловского театра Леонид Сарафанов.

Оперная прима Елена Образцова, слух которой не обманешь, оценила абсолютную музыкальность хореографии Дуато.

Для этой премьеры из ста тридцати танцовщиков Дуато выбрал шестьдесят. С нуля учил своему языку. Каждое движение показывал сам.

«Я не провожу разграничения между классическим и современным балетом. Я провожу разграничения между хорошим и плохим , между качественным и не качественным. Здесь сильная труппа и талантливые танцовщики», - отмечает хореограф Начо Дуато.

Эта работа снова объединила их – Начо Дуато и дирижер Педро Алькальде не только партнеры – друзья. Вместе делали национальный испанский балет. Теперь общаются по Интернету и телефону. Но ради этой премьеры Педро приехал в Петербург и сделал с камерным хором театра опус Арве Пярта.

«Самое главное - проникнуться мыслью композитора, вложенной в текст. Если читать партитуру, слова, которые исполняет хор, то понимаешь что это послание - не просто музыкальное произведение, настоящее литературное произведение», - уверен дирижер Педро Алькальде (Испания).

Никогда еще авангардный танец не был так близок к божественным сферам, как в этот раз. «Нунс Димитис» Начо Дуато сделал под колокола и духовную музыку Арве Пярта. Далекий от религии хореограф создал балетную мессу по законам современного искусства.

Четыре минуты колокольного звона написал тоже испанец Давид Азагра. Он прочно осел в Петербурге десять лет назад. В «Нунс Димитис» соединил церковные и концертные колокола. Оркестр заменил камерный хор. Работают почти вслепую, нот не видно. Танцовщикам тоже несладко. Не только новая хореография, но и сценическая атмосфера. Сцена в полумраке, свет холодный, как в храме. Екатерина Борченко, главная Одетта-Одиллия Михайловского, говорит, что чувствует себя на службе.

«Такая божественная музыка. Церковная, религиозная. Музыка задает воображение», - рассказывает солистка балета Екатерина Борченко.

Дуато, хоть и сделал балет, о божественном, но сам договориться с богом не может. Он ценит тишину соборов и умиротворение. Любит духовную музыку. Но даже для него есть мессы Моцарта и фуги Баха, к которым нельзя прикасаться.

«Я не религиозный человек, но религия вдохновила многих на создание картин, соборов, скульптур. И раз религия способствует тому, что мы получаем такие удивительные произведения искусства, это меня примеряет с ней», - говорит хореограф-постановщик Начо Дуато.

Он живет на свенрхвысоких скоростях после этой премьеры в Петербурге – Дуато везет свои балеты в Москву. 19 марта премьера на «Золотой маске».

 

Читайте также: Церковные колокола, камерный хор и… новая хореография Начо Дуато