12.08.2015 | 12:48

В столице открылась выставка художника-концептуалиста Георгия Кизевальтера 

В столице открылась ретроспективная выставка известного московского художника-концептуалиста Георгия Кизевальтера. Он был участником арт-группы «Коллективные действия». В своё время работы объединения были не менее известны, чем художественные эксперименты признанных лидеров концептуализма – Ильи Кабакова или Эрика Булатова. В «Коллективных действиях», уже исходя из названия, понятие авторства было отнюдь не на первых ролях. Так что как самостоятельный художник Кизевальтер выступал не так часто. Но на это лето пришлось сразу несколько его личных проектов. На выставке «Слова и смыслы» – порядка двух десятков работ автора, в основе которых игра со словами и идиомами русского языка.

«Эти работы отражают мое настроение 90-х годов, – объясняет художник Георгий Кизевальтер. –  Я работал с такими странными, на первый взгляд, выражениями, которые вышли из русского языка. Сейчас уже никто не говорит – "с гулькин нос" или "псу под хвост". Редко услышишь».

Короткие языковые идиомы, известные каждому с детства, для художника-концептуалиста Георгия Кизевальтера – литературные отправные точки творчества, которое – диалог со зрителем в совместном поиске вторых, третьих, пятых, десятых смыслов привычных слов и вещей. На выставке можно увидеть различное прочтение понятия «раковые шейки» – от знаменитых конфет – через медицину – к сложносочиненным метафорам.

«Я больше склонен к аналитическому концептуализму, чтобы зритель как бы сместил свою точку сборки, как говорил Кастанеда, и вдруг посмотрел на это под другим углом. И увидел что-то иное. А вдруг это не воробьи, а слова?» – уточняет Георгий Кизевальтер.

Воробьи – как символ людей, без умолку болтающих на выставках. Слово – не воробей, или, как воробей. А может быть это и вовсе – вопрос? Каждый прочтет по-своему. Рядом с очевидно русскими работами – концепции, созданные под влиянием западных художников.

«Здесь идея была – представить предметы, которые окружают нас, – от дома до тапочек, – объединить это каким-то всеобъемлющим словом, скажем, "все". А потом мы имеем какие-то абстрактные фигуры – "нечто" – тоже что-то, имеющее право на существование, и пустота, которая обозначена словом "ничего"», – говорит Георгий Кизевальтер.

Нынешняя выставка – ретроспективна. Представлены работы с 1975 по 2015 годы. Некоторые из них никогда не показывались широкой публике и были взяты из записных книжек, годы пролежавших в столе, только художественных. Потому для художника выставка особенно дорога. Георгий Кизевальтер несколько лет прожил в Канаде, вернулся, понял, что не может творить вне контекста родного языка и культуры. Сейчас готовит новый масштабный проект: придумывает героев, которые, в свою очередь, создают каждый свою концептуальную реальность. 

Новости культуры