17.03.2011 | 19:57

Омск празднует 155-летие со дня рождения Михаила Врубеля

Его главное полотно «Демон» критики называли «вещим сном художника о самом себе». Он был непревзойденным мастером «сотворения живописных иллюзий», предвестником новых течений в искусстве. Сегодня исполнилось 155 лет со дня рождения Михаила Врубеля. В Омске, где родился художник, этой дате посвящена серия крупных художественных акций: издание каталога произведений мастера в музейных собраниях Сибири, Урала и Дальнего Востока, так называемый «сиреневый» пленер и выставка работ современников Врубеля из фондов Омского музея изобразительных искусств. Рассказывают «Новости культуры»

Запись о крещении в 1856 году в омском Воскресенском соборе младенца Михаила Врубеля вошла в реестр особо ценных документов исторического архива.

«На территории крепости, где мы сейчас находимся, недалеко от Тарских ворот, стояли деревянные обывательские дома. И здесь, вероятно, в одной из квартир и жила семья Врубелей. Дом не сохранился, и собор, где его крестили, тоже разрушен. Но дух Врубеля живет в омском пространстве», – заверяет заведующая отделом русского искусства Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Занфира Девятьярова.

«Врубелевцем» называл себя и автор проекта первого в Сибири здания Дома художника, воспитанник знаменитого Омского худпрома Евгений Степанов. В марте 1919 года заголовки местных газет призывали: «Почтите память Врубеля!». Так сибиряки отреагировали на поэтический вечер, организованный поэтом Давидом Бурлюком. Большая часть сборов от этого грандиозара «отца российского футуризма» поступила на создание омского художественно-промышленного училища имени Михаила Врубеля. Омский Худпром просуществовал всего десять лет, но творения его педагогов и студентов, которые называли себя врубелевцами,  сегодня стали одной из самых востребованных коллекций Омского музея изобразительных искусств.

По рекомендации Саввы Мамонтова молодой Врубель создает плафоны для особняка Елизаветы Дункер – дочери московского предпринимателя и коллекционера. Несколько десятилетий о живописных шедеврах ничего не было известно. Следы омских плафонов удалось отыскать лишь в автобиографии Врубеля. А сегодня сотрудники Омского музея завершают работу над еще одним уникальным изданием. 

«Мы предполагаем издать каталог работ художника, находящихся в собраниях за Уралом. Мы обратились за помощью к музеям Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Кыргыстана», – рассказывает заместитель директора Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Фарида Буреева. 

Круг современников Врубеля  – это еще одна тема, которую вот уже несколько лет изучают сотрудники омского музея. Бенуа, Бакст, Петров-Водкин, Рерих, Серебрякова. Открытием юбилейной экспозиции стали восстановленные реставраторами рисунки из серии «Каприччи» Виктора Замирайло.

«Замирайло – этот тот художник, для которого Врубель стал не только примером в искусстве. Работали они над одними и теми же образами», – поясняет заведующая отделом графики Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Галина Севостьянова

Один из самых любимых врубелевских образов омским художникам предстоит запечатлеть этой весной. Когда в сквере, где установлен единственный в стране памятник Михаилу Врубелю, распустится сирень и в городе на Иртыше пройдет «сиреневый пленер».