18.03.2011 | 09:27

"Мертвые души" возвращаются в Мариинский театр

Премьера оперы "Мертвые души" на музыку Родиона Щедрина состоится в пятницу в Мариинском театре, сообщили в пресс-службе Мариинки.

В последний раз музыкальную интерпретацию поэмы Гоголя показывали на этой сцене более 30 лет тому назад, больше опера в России не ставилась. В этот раз постановку доверили 27-летнему Василию Бархатову, много работающему с худруком Мариинки Валерием Гергиевым, который как раз и будет дирижировать на премьере.

"Время позволяет нам по-другому прочесть партитуру, иначе воспринимается и само произведение Гоголя. В результате текст классика и, соответственно, сама опера оказываются абсолютно созвучны нашему времени", - сказала пресс-атташе Мариинского театра Оксана Токранова.

"Мертвые души" станут второй (после "Очарованного странника") оперой Щедрина на сцене Мариинки, и, вероятно, одной из самых сложных постановок последних лет с технической точки зрения.

На работу над оперой у Щедрина ушло 10 лет. В ней звучат 32 сольные партии, причем каждому герою гоголевской поэмы придана собственная ария-портрет, в которой характер персонажа подчеркивается определенным оркестровым тембром. Кроме того, в "Мертвых душах" задействовано сразу два хора: один находится на сцене, а второй, камерный, - в оркестровой яме. Для аутентчного исполнения народных запевов, прописанных в партитуре, Мариинский театр пригласил исследователей фольклора из Этнографического музея.

Если в постановке Бориса Покровского 1978 года использовалась сложная двухъярусная конструкция, созданная художником-постановщиком Валерием Левенталем, то сценограф нынешнего спектакля Зиновий Марголин для организации сценического пространства использовал образ чичиковской брички, установив на сцене два огромных колеса, соединенных осью, под которой и разворачивается основное действие спектакля.

Также в новом спектакле используются элементы видеоарта: по задумке Василия Бархатова видеохудожники Мария Небесная, Георгий Маматов и Олег Михайлов повторили чичиковский маршрут от Москвы до Херсона, снимая нынешнюю страну из воображаемой брички. 

"Мертвые души" - тот редкий случай, когда дирижер мог обратиться за помощью к автору оперы. Как рассказали в пресс-службе, Родион Щедрин часто сидел на оркестровых репетициях, обсуждал с Валерием Гергиевым партитуру, помогал в работе с солистами, однако в работу постановщика никак не вмешивался. Родион Щедрин и его жена Майя Плисецкая станут почетными гостями премьеры.

РИА "Новости"