10.08.2015 | 12:06

Александру Адабашьяну исполняется 70

Александру Адабашьяну исполняется 70 лет. Художник, актер, сценарист, режиссер – многочисленные профессии никогда не были для него самоцелью. Они возникали в нужный момент, естественно и органично. Он занимался только тем, что нравится и приносит удовольствие. Редкая и счастливая способность, как и самоирония, которая позволяет держаться на плаву в самых трудных ситуациях.

Съемочную группу Александр Адабашьян встречает на даче в окружении жены, двух дочерей, шестерых внуков, кота и собаки. И здесь же – вездесущий футбольный мяч над головами. За городом большая семья проводит лето. На втором этаже у хозяина кабинет. В нем хорошо думается, пишется и рисуется. «Это то, чем сейчас занимаюсь, –объясняет юбиляр. – Вот это детская книжка, и вот это дикое количество иллюстраций – на каждой полосе будет по картинке. Рабочее название – "Хрустальный ключ или Скарафаджио"».

Все события своей жизни Александр Адабашьян считает стечением обстоятельств. Например то, что после окончания Строгановки он – художник по металлу – попал как художник-постановщик на съемочную площадку к другу детства Никите Михалкову, на фильм «Спокойный день в конце войны». И то, что благодаря Андрею Кончаловскому, начал писать сценарии. И то, что однажды заменив не пришедшего на съемки актера, – сыграл более 30 эпизодических, но таких ярких ролей в кино.

«Надо бы что-нибудь рассказать – про какое-нибудь бешеное волнение, курил сигарету за сигаретой. Ничего этого не было. Как-то все это было легко и весело. Вообще кино снималось так – все были молодые и дорвавшиеся», –вспоминает заслуженный художник РСФСР, кинодраматург, актер, режиссер Александр Адабашьян.

В копилке у Адабашьяна – сценарии почти к трем десяткам фильмов, оформление двух десятков картин. И еще два режиссерских опыта, в том числе – французская лента 1990 года «Мадо, до востребования». Однако режиссером Адабашьян себя не почувствовал.

«Режиссер – это лидер, это человек, твердо уверенный, что любая жертва, которая будет принесена в угоду кадру, будет, поскольку ты имеешь дело с эпохой, один на один, – говорит он. – А я, например, когда художником работал, ни одного дерева не спилил. "А камеру нельзя переставить?  Давай уберем вот это дерево. А камеру переставь вот сюда, будет тоже хорошо"»..

Адабашьян занимался консалтингом, за 12 дней поставил в Мариинке оперу «Борис Годунов», оформлял интерьеры ресторанов и казино. Все это он называет «авантюрными приключениями». А себя, со свойственной иронией, – человеком средних способностей.

«Всегда есть, с чем сравнивать и с кем. Это тоже мое ноу-хау – как только у тебя начинает появляться ощущение, что что-то такое нарисовал, что очень нравится, возьми книжечку – все, что под руку подвернется, – Валентина Серова посмотри рисуночки. И успокаиваешься. Что-нибудь написал замечательное – Чехова достал, прочитал две страницы, поставил на место и успокоился», – рассказывает Александр Адабашьян.

Этот рецепт Александр Адабашьян применяет ко всему, что делает. А на вопрос, кем представился бы, если бы мог выбрать только одну профессию, шутит: «Эскваейрмен. Александр Адабашьян – эскваейрмен. Что это такое не знаю, но звучит хорошо». 

К 70-летию Александра Адабашьяна смотрите во вторник, 11 августа, в 19:55, документальный фильм «Совсем другое кино». 

Новости культуры

 

Читайте также: 

К 70-летию Александра Адабашьяна