18.10.2012 | 10:44

В Павловске завершилась реставрация Итальянской лестницы

64 исторические ступени. В Павловске завершилась реставрация Итальянской лестницы архитектора Винченцо Бренны. В конце XVIII века Бренна – по приглашению Павла Первого – прибыл в Россию. И сразу получил сложный заказ: превратить великокняжескую усадьбу в царскую резиденцию. Павел пожелал перестроить дворец, а также создать новые участки парка. Для связи между ними и возвели Итальянскую лестницу, которую тогда же торжественно и презентовали. На этот раз церемония открытия обновленной лестницы прошла чуть-чуть скромнее. Рассказывают «Новости культуры».  

Исторические ступени по которым поднимался ко дворцу еще император Павел, сразу же проверили на прочность павловские кадеты. Официальное открытие Итальянской лестницы стало и для них настоящим открытием.

Вопросов больше, чем ответов. Например, отверстия в боках чугунных львов - что это? Результат боевых действий? Стоит ли заделывать эти раны? И вообще: нужно ли воссоздавать лестницу заново или сохранить следы, которые оставило на ступенях само время.

«Если лестницу можно назвать реставрацией, то львы - мраморные и чугунные это в чистом виде консервация. Тут уже высказывали возмущение, почему они так выглядят, но они до сегодняшнего дня дошли в таком виде, и их "заморозили" и, может быть, когда-нибудь их отреставрируют, но тогда они станут практически новыми», - объясняет реставратор Алексей Лапин.

Руководители музея-заповедника говорят: лестница появилась на стыке эпох. В 1799 году Павел только-только надел российскую корону. И подниматься ко дворцу по обычным дорожкам парка монарху уже стало не к лицу. Тогда-то за дело и взялся итальянец Винченцо Бренна -ученик Джакомо Кваренги.

«Семейное гнездо приобретало черты, которые требуются для императорской резиденции, и тогда Бренна преувеличивает размер. Всего-то 64 ступени, а размер лестницы между верхним и нижним уровнем», - говорит директор Государственного музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева.

Вверху лестница действительно гораздо уже, чем у основания. С помощью такой ложной перспективы Бренна оптически удлиняет лестничные марши, как бы приподнимая вся верхнюю часть парка. Именно поэтому плиты нельзя было произвольно менять местами. Заслуга музея и реставраторов в том, что Итальянская лестница не стала новоделом. 80 процентов камня прошла проверку временем. Ступени просто перевернули и заново обтесали. Пудожский камень мягок и процедуру потом придется повторить, лет через сто - не раньше.