19.08.2015 | 14:28

Календарь. 19 августа 2015 года

В школе он изучал только письмо и арифметику. Истоки своего писательского таланта он видел в том, что с самого раннего детства неустанно писал письма. Когда в 13 лет он подвизался помогать знакомым девушкам отвечать на любовные записки, это стало приносить ему неплохой доход.
Поистине всеевропейскую славу принесли ему три эпистолярных романа, к сочинению которых этот авторитетный типограф и издатель приступил в возрасте 51 года.
19 августа 1689 года родился Сэмюэл Ричардсон, английский писатель, родоначальник сентиментализма, создатель образцового антигероя, коварного соблазнителя Ловеласа, чье имя до сих пор остается нарицательным.
«Если читать романы Ричардсона, интересуясь фабулой, то можно повеситься от нетерпения, – писал Сэмюэль Джонсон. – Но интерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и в нравоучениях».
История Ловеласа и его жертв имела в Англии огромный успех и вызвала волну подражания в литературе, а также множество пародий. Однако особый след Ричардсон оставил в континентальной Европе. Его страстными поклонниками были Дидро, Руссо и молодой Гете. Альфред де Мюссе называл ричардсоновскую «Памелу» лучшим романом на свете.
Без влияния этого романа знаменитое карамзинское «и крестьянки любить умеют» было бы невозможно. Но самым живым памятником глубокого влияния Ричардсона на русскую литературу является образ пушкинской Татьяны, для которой создатель «Памелы» был одним из «излюбленных творцов».
Сэмюэл Ричардсон 1689 – 1761

Длительное время его репутация как мецената и коллекционера была значительно выше, чем художника. Возможно потому, что жизнь его была бесконечно далека от стереотипного представления о талантливом творце, непонятом близкими, отвергнутом обществом, терпящем невыносимые лишения и нищету.
Сын владельца текстильной империи, который весьма благосклонно относился к увлечению сына живописью, он выезжал на пленэры в карете, оборудованной как хорошая студия, с парочкой лакеев в придачу.
Помимо рисования у него было множество увлечений, которым он отдавался с огромным воодушевлением. Он занимался разведением орхидей и строительством яхт. Его коллекция марок, одна из крупнейших в Европе, теперь находится в Британском музее.
19 августа 1848 года родился Гюстав Кайботт.
Он был главным спонсором импрессионистов. Благотворительность его не знала границ: он покупал по завышенным ценам их полотна, оплачивал аренду мастерских; материально поддерживал Моне, Ренуара, Писсарро и других, причем, в своем завещании освободил их от возврата денег. На него не действовала разгромная критика, преследовавшая импрессионистов, и когда у многих опускались руки, он не унывал. Несколько выставок состоялось только благодаря его энтузиазму и за его счет.
К художественному наследию Кайботта критики и историки искусств обратились только во второй половине ХХ века.
Находясь под влиянием японской графики, он любил писать улицы и площади под высоким углом зрения, с преувеличенно углубленной перспективой. Эти виды сверху откровенно перерезались перилами балконов, или вовсе представляли собой «портрет» балконной решетки, через которую лишь угадывалась уличная суета. Радикальный очень современный гиперреалистичный стиль Кайботта устанавливал связь между живописью и развивавшимся в те годы фотоискусством.
Гюстав Кайботт 1848 – 1894