05.08.2015 | 11:31

Попытку понять культуру китча предприняли в Музее наивного искусства

«Искусство принадлежит народу. Оно должно идти в самую толщу широких трудящихся масс», - об этом утверждении Владимира Ульянова-Ленина решили вспомнить в столичном Музее наивного искусства. Доказать тезисы вождя пытаются на выставке копий классических произведений живописи, действительно любимых в народе.

Эта выставка – попытка понять культуру китча, а также своеобразный экскурс в историю массовой культуры Советского Союза. Ее расцвет пришелся на период 40-х - 60-х годов. Тогда вошло в моду украшать копиями известных полотен различные интерьеры - от столовых и ресторанов до обычных квартир.

«Очень много сельского населения переезжало в города, - комментирует заместитель директора по научной работе Музея наивного искусства Наталья Вяткина, - и им хотелось видеть рядом с собой то, что они любили. При этом они видели городскую культуру, она их тоже уже интересовала. Купить хорошую большую картину для них было проблематично, а картину, допустим, на куске холста или клеенки, или на простыне они могли сами нарисовать или купить».

На выставке представлено около 30 полотен, выполненных в разных жанрах. Это и историческое полотно «Последний день Помпеи», и портрет «Неизвестная», и сказочно-фольклорные сюжеты - «Три богатыря» и «Аленушка», а также знаменитый пейзаж «Утро в сосновом лесу». Особое место в экспозиции занимают копии с картин художников-передвижников, которые пользовались большой популярностью.

«Первая картина, которая попала в эту коллекцию, это работа Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Она мне очень хорошо была знакома по нахождению в Третьяковской галерее, в Русском музее есть ее варианты. Это один из интереснейших примеров. Я считаю, что это шедевр. Художник, который это делал, над ним не стояло давление какого-то эталона, стиля, направления. Он делал, как он видит, как хотел, как ему виделось», - говорит кандидат искусствоведения и коллекционер Лариса Кашук.

Исполнителями подобных копий были и профессиональные художники, и самоучки. Наивные художники переосмысляли известные сюжеты самым неожиданным образом. И появлялись абсолютно самостоятельные произведения, как например, полотно по мотивам картины Перова «Охотники на привале».

«Это уже работа ближе к 1980-м, к 1990-м годам, и здесь видится модернизация сознания: на одну и ту же тему даются разные вариации. Фантастическая вещь сама по себе! Потому что охотников переместили в джунгли, и здесь дали не серенькие наши районы, а джунгли со всей экзотикой животных, растений. Охотники становятся мировыми персонажами, которые могут существовать в мировом художественном пространстве», - рассказывает Лариса Кашук.

Экстравагантная манера, яркие крикливые цвета, гротесковые изображения… Хотя китч принято противопоставлять высокому искусству, во многом благодаря таким копиям, русская классика и принадлежала народу.

Новости культуры