21.03.2011 | 10:36

"Дама с единорогом" открывает Год Италии в России

Выставка одной картины всегда вызывает небывалый ажиотаж. Ведь для экспозиции отбирают, как правило, безоговорочный шедевр. Стоит вспомнить, как в Москву привозили «Джоконду» Леонардо – люди выстраивались в огромные очереди, чтобы увидеть загадочный портрет. И вот 25-го марта в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина будет выставлен еще один шедевр итальянского Возрождения. Римская галерея Боргезе на время расстается с одним из самых ценных своих полотен. «Дама с единорогом» Рафаэля Санти уже официально открыла год Италии в России. Первыми картину увидели гости итальянского посольства, где прошла ее презентация. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Картина Рафаэля Санти «Дама с единорогом» не случайно была выбрана для открытия года Россия-Италия. Она хронологически соотносится с двумя произведениями Рафаэля, хранящимися в Эрмитаже. Кроме того, история этого шедевра тесно связана с технологиями, а высокие технологии, как заметил посол Италии, наряду с культурной тематикой – один из важных аспектов перекрестного года. В 27-м году с помощью рентгеновских лучей удалось установить авторство Рафаэля, и благодаря этому открытию в ходе последующей реставрации очистить картину от позднейших слоев живописи.

Картину представили Антонио Дзанарди Ланди – Чрезвычайный и Полномочный посол Италии в России и Александр Авдеев – министр культуры РФ.

«Дама с единорогом» - один из величайших шедевров Рафаэля, хранит в себе много тайн. Долгое время считалось, что на этой картине изображена Святая Екатерина. После рентгена оказалось, что на холсте несколько слоев живописи. На самом последнем и была изображена святая с традиционными атрибутами – колесом и в плаще. В святую Екатерину эта, по всей видимости, флорентийская аристократка, превратилась спустя несколько десятилетий после того, как Рафаэль написал первый вариант этой картины. Кстати, вместо единорога первоначально была изображена собачка. Искусствоведы считают, что «Дама с единорогом» Рафаэля это его ответ на «Джоконду» Леонардо Да Винчи.

«Образ Да Винчи это образ построенный на контакте со зрителем, это такое открытие Леонардо, вот за этим следует Рафаэль, но Джоконда это психическая атака, которая потрясает зрителя, - говорит директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова. – Очень важен у Рафаэля цвет, я позволила назвать «озонной» живописью, то есть живописью, полной кислородного насыщения».

Начиная со следующей пятницы «Дама с единорогом» будет выставлена в музее изобразительных искусств имени Пушкина, где пробудет до 10 мая. После чего уступит место другому знаменитому итальянцу – Боттичелли, шедевр которого «Паллада и Кентавр» также будет представлен публике в рамках перекрестного культурного года Россия-Италия.

Все материалы темы Перекрестный Год Италии и России>>>