21.03.2011 | 10:44

Старомосковская версия "Лебединого озера" на "Золотой маске"

Михайловский театр показал на «Золотой маске» балет «Лебединое озеро». Парадокс – и это подчеркивают многие критики - состоит в том, что петербуржцы привезли в столицу версию спектакля, известную как «старомосковская». Это реконструкция знаменитой постановки Александра Горского и Асафа Мессерера. В Большом театре ее давали более тысячи раз. Сегодня племянник Мессерера – Михаил – выдвинут на «Золотую маску» как лучший балетмейстер-хореограф. Еще две номинации нового «Лебединого» - лучший балетный спектакль и лучшая женская роль, на которую претендует Екатерина Борченко, исполнительница партии Одетты-Одиллии. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Сосредоточенный, в строгом костюме, Михаил Мессерер каждой секундой дорожит – то солистам что-то объясняет, то оркестрантам.

«Мы шлифуем, продолжаем шлифовать – от спектакля до спектакля. Сегодня мы репетировали почти до открытия занавеса. Не только выставляли свет и проверяли костюмы и декорации, но и репетировали с артистами», - говорит балетмейстер.

Это его в сентябре 2009 петербургские балетоманы упрекали чуть ли не в предательстве. Наследник знаменитой династии, Михаил Мессерер рискнул на петербургской сцене поставить московскую – вернее, как ее называют – «старомосковскую» версию «Лебединого озера».

«Мы в рекордно короткие сроки поставили этот спектакль – практически за три недели все это сделали, потом дорабатывали, мы танцевали это и в Лондоне, и в Италии», - говорит Мессерер.

Балет-символ, балет-легенда. Именно в этой постановке блистала великая Плисецкая. Именно это «Лебединое» Горский шлифовал до последних дней жизни. В общей сложности, переделывал 4 раза. Помогал ему даже Немирович-Данченко. Именно для этой драгоценности Большого театра в середине 50-х Симон Вирсаладзе создал оправу из роскошных костюмов и декораций. Именно этому балету рукоплескал Лондон на первых зарубежных гастролях Большого в 56-м. И именно эту версию «Лебединого» московская публика не видела почти полвека.

В Михайловском театре к балету отнеслись как к музейной ценности. Скрупулезно и точно повторили сдержанность балетных эмоций. Тщательно восстановили стильные декорации и костюмы - знаменитые лебединые пачки.

Прима Михайловского театра Екатерина Борченко во время московской премьеры журналистов не жалует - партия Одетты-Одиллии – для нее одна из самых важных в карьере. В антрактах едва ли не до третьего звонка шлифует каждый жест и поворот головы.

Отношение к этой постановке Михайловского театра до сих пор не однозначное. Кто-то считает ее главным балетным событием прошедшего года; кто-то – пиар-ходом чистой воды. Но главное - одну из величайших версий «Лебединого озера» снова можно увидеть вживую.
 

Все материалы о фестивале «Золотая маска»>>>