21.03.2011 | 12:42

Опера "Иудейка" в Москве

Михайловский театр, который в последнее время заставил говорить о себе не меньше, чем Мариинский, представил сегодня в Москве, на фестивале «Золотая маска», одну из самых популярных опер XIX века – «Иудейку» композитора Жака Франсуа Фроманталя Галеви. Она считается шедевром так называемого «большого стиля», в котором драматургия и музыка уступали зрелищности и театральным эффектам. Этот спектакль претендует на национальную театральную премию в шести самых престижных номинациях. Рассказывают «Новости культуры».

 

Выдержке тех, кто на сцене и тех, кто в оркестровой яме можно только позавидовать. Начало задерживали, зрители гадали, откроют ли занавес. Спектакль был на грани срыва. Коробки с нотами по ошибке отправили в Петербург. Пропажу обнаружили, когда машины с ценным грузом были уже в Твери. Вот - эти ноты. Чудом все-таки их успели привезли к началу спектакля.
По словам дирижера Петера Феранеца, «история с нотами – очень некрасивая».
Такие испытания труппе выпадают не первый раз. Перед петербургской премьерой этого же спектакля кто–то позвонил в театр и сообщил о заложенной бомбе. Теперь вот, чуть не сорвали выступление на «Золотой маске». Поневоле задумываются, что их ждет в следующий раз – 22 марта спектаклю «Иудейка» предстоит открывать фестиваль «Черешневый лес».

В этом спектакле все на полутонах, намеках. Хотя есть узнаваемые символы. Действие из XV века перенесли в XX. События холокоста. Костюмы условны, свастику не носят. Но от этого, говорят, не легче. Когда поют на сцене в эпицентре событий – ком в горле. И дело не в сложности арий, хотя они для виртуозных певцов.

«Если говорить о вокальных моментах – не зря опера очень редко исполняется в мире – очень сложная, - говорит солистка Михайловского театра Татьяна Рягузова. - Это гранд-опера большая, сложная технически, трудно найти солистов».

Тенора, сопрано, басы, баритоны - все хрестоматийно. При этом если женские партии у наших российских солисток, то три мужские у зарубежных певцов. Уникальный случай фестиваля – среди номинантов на Золотую маску иностранный оперный певец.
«Партия Элеазара - лучшее исполнение в мире по заявлениям критиков. Нил Шикофф признан лучшим. Он еврей, остался такой единственный великий еврейский тенор», - говорит дирижер.
В номинации «лучшая женская роль» Наталья Миронова. Выпускница Санкт-Петербургской Консерватории. Хранит верность одному театру – Михайловскому. Работая над ролью, пыталась анализировала как работал над оперой композитор.

«Проникнуть в ход мыслей композитора – это утопия, но где-то схватить! Мы артисты как обезьянки», - говорит солистка Михайловского театра Наталья Миронова.

Если бы постановщики полностью придерживались замысла композитора, опера длилась бы пять часов. Для современной публики это не просто. За основу взяли венскую версию оперы, сделали купюры: вырезали балетные номера, благодаря чему линия спектакля стала даже логичнее.
Столкновение двух культур, религиозные конфликты, трагедия отцов и детей и вместе с тем целого народа. Здесь мир, где так много страданий и так мало людей, умеющих сострадать.

 

Все материалы о фестивале «Золотая маска»>>>